Actual Problems of Theory and History of Art

Плиний Старший (Hist. Nat. XXXV, 50) и Цицерон (Brut. XVIII, 70) сообщают, что в классический период палитра греческих живописцев ограничивалась четырьмя цветами: белым, черным, красным и желтым.
На некоторых мозаиках, представляющих собой копии недошедших до нас картин, синий и зеленый цвета действительно не используются. К числу таких мозаик относится знаменитая мозаика Александра из Помпей, которая считается копией картины Филоксена из Эретрии. Существуют и другие мозаики, свидетельствующие о тетрахромии греческих мастеров IV в до н.э.
С другой стороны, искусствоведы единодушно признают, что тетрахромия была не единственной техникой, знакомой живописцам IV в. Голубой, синий и зеленый цвета засвидетельствованы на многих настенных росписях и фресках.
Примечательно, что теория четырёх цветов в античности применялась не только к живописи. Эти же четыре цвета фигурируют в качестве основных и в философской традиции.
Теорию четырех цветов обычно приписывают Эмпедоклу. С нашей точки зрения, для истории греческой живописи представляет интерес фрагмент Эмпедокла (В 23 DK), где основные цвета, из которых происходит все сущее, сравниваются с красками живописцев. Согласно В. Кранцу, И. Шайблер, В. Бруно и другим ученым, этот фрагмент свидетельствует о том, что Эмпедокл, разрабатывая теорию цветов, опирался на практику живописцев, которые использовали в качестве основных только 4 краски. Между тем, Эмпедокл здесь говорит только о том, что при помощи комбинации различных красок можно получить всевозможные изображения, не уточняя, какие краски основные, а какие смешанные.
Возможно, четыре основных цвета живописцев, о которых говорят Плиний и Цицерон, не соотносятся напрямую с учением Эмпедокла о цветах, однако доксографическая традиция, приписывающая ему теорию четырех цветов, могла оказать влияние и на римскую «искусствоведческую» традицию о четырех основных красках греческих художников.

Pliny the Elder (Hist. Nat. XXXV, 50) and Cicero (Brut. XVIII, 70) state that during Classical period the palette of Greek painters was limited to four basic colours: white, black, red and yellow.
Indeed, some mosaics considered as copies of lost paintings show neither blue nor green. For example, it is true for the famous mosaic of Alexander, found in Pompeii, which is supposed to be a copy of Philoxenos’ painting. There are some other mosaics testifying for tetrachromy of Greek artists in the 4th century BC. However, art historians agree that tetrachromy was not the only technique of Greek painters. There are many wall paintings and frescos, where blue and green are well attested.
Fine arts are not the only case where the theory of four basic colours was applied. This theory usually attributed to Empedocles also exists in philosophical tradition. From our point of view, the fragment of Empedocles (B 23 DK) is of special interest. In this passage, the basic colours that all things originated from are compared to paints of artists. According to W. Kranz, I. Scheibler, V. Bruno, and other scholars, this fragment testifies that the theory of the philosopher is based on the practice of painters who used only four basic colours. Meanwhile, Empedocles hereabout just states that one can get all kinds of images combining various colours, but does not clarify which of them should be referred to as basic or mixed.
Perhaps, the four-colour palette mentioned by Pliny and Cicero, does not correlate exactly with Empedocles’ doctrine, but it is very likely that Roman “art history” in this part could be influenced by doxographic tradition ascribing the theory of four colours to Empedocles.