Actual Problems of Theory and History of Art

Строительство бесстолпных храмов не было магистральной линией в архитектуре Древней Руси в домонгольское время, но отдельные постройки такого типа или пристройки к большим соборам возводились практически во всех землях. Древнее перекрытие уцелело лишь в Ильинской церкви в Чернигове, остальные памятники известны по результатам археологических раскопок и сохранились в разной степени: от фундаментных рвов до значительной высоты кладки стен. Плохая сохранность большинства древнерусских построек
оставляет широкое поле для дискуссий о реконструкции их перекрытий. Иногда под вопросом оказывается сам факт отсутствия столбов в некоторых постройках.
Долгое время каменное перекрытие бесстолпных храмов (в широком смысле как типа построек без опор в наосе) реконструировалось в виде системы взаимно-опирающихся сводов и арок т.н. "псковского типа". "Удревнение" данного конструктивного приема, известного по постройкам не ранее последней трети XV в., не подкрепляется практикой византийского зодчества XI-XIII вв. — источника форм для древнерусских мастеров. В последние годы (статьи В.В. Седова и Д.Д. Ёлшина) наметилась тенденция изучения древне-русских памятников с большим вниманием к их техническим и плановым особенностям.
При изучении конкретных построек — Андреевской церкви Переяславля и Ильинского храма Чернигова — были выделены такие варианты архитектурных типов бесстолпных храмов как октагон на тромпах и "компактный вписанный крест с расширенным подкупольным пространством". Типология остальных бесстолпных построек требует дальнейшего изучения.
Нам представляется необходимым определить круг памятников, перекрытие которых возможно реконструировать в бесстолпном варианте как на основании технических особенностей, деталей архитектурного решения, так и по принципу использования приемов, известных в зодчестве византийского мира. Таким образом, сформируется более определенное представление об архитектурной типологии бесстолпных построек Руси, о степени распространенности тех или иных решений и особенностях их применения в зодчестве древнерусских земель.

Architectural typology of the Old-russian Single-aisled Domed Churches in Premongolian time

Single-aisled domed churches were not the mainstream of the Old-Russian architecture in Premongolian Period, but such kinds of buildings as little church or lateral chapel were represented in almost all Russian lands. All churches but one (St. Ilya in Chernigov that still has vaults) were excavated and explored either in state of foundation traces or remnants of walls. Some cases provide a broad field for debates whether the buildings actually were single-aisled or just smaller versions of quincunx or basilica.
For years single-aisled churches were not classified in any way and reconstructions were rather far-fetched, because they conferred the features of the 15th c. Old-Russian architecture on the buildings of the 11th – 13th cc. in spite of no evidence of such constructions in naos part of the Middle Byzantine churches. Recent studies suggested to look afresh at the special features of each church and research them in comparison with contemporary Byzantine architecture in order to specify the architectural types of the Old-Russian buildings. Thus were discovered such examples as the compact octagon-domed plan (introduced by D. Yolshin for St. Andrew church in Perejaslavl) and the atrophied Greek cross with a broader domed space (V. Sedov for St. Ilya church in Chernigov).
However, the typology of other churches remains a subject for future study.
We intend to define a number of churches, the vaulting of which may be reconstructed along the lines of single-aisled domed layout based on the technical specifics and details of the architectural design, as well as on the techniques known by Byzantine architecture. Thus, the architectural typology of the Old-Russian single-aisled domed churches will get both a definite description and an idea of how certain types were interpreted in the architecture of various Russian lands.