Actual Problems of Theory and History of Art

Основанный в 1829 году Германский археологический институт со штаб-квартирой в Риме, уже в 30-е годы XIX века стал центром изучения античности, международной организацией, аккумулировавшей отчеты о новейших открытиях и находках и игравшей ключевую роль в формировании научной «марки» античной археологии. Большая часть его деятельности была сосредоточена в Италии, в частности в Риме, причём основная работа дополнялась распространением информации о новейших археологических открытиях. Делалось это посредством публичных лекций и регулярных публикаций, в основном, в двух изданиях Института: «Бюллетене» (Bulletino dell’Institutto di Corrispondenza archeologica) и «Анналах» (Annali dell’Institutto di corrispondenza archeologica). В первом предлагались краткие обзоры и анонсы археологических новостей, во втором — внушительном иллюстрированном издании — содержались подробные описания археологических работ и находок. Уже через год после учреждения, в 1830 году, Эдуард Герхард (Eduard Gerhard), представил публике очередной проект, предусматривавший систематическую публикацию вновь открытых памятников глиптики и научных исследований в этой области. Учитывая небывалый интерес именно к этой области античного искусства в предыдущие десятилетия, сохранившийся и в первой трети — половине XIX столетия, изучение гемм было признано членами Института одной из приоритетных задач. Результатом тщательной работы по отбору памятников, описанию и изготовлению слепков, представлявших точные гипсовые копии резных камней, стали семь «томов», содержавших по 100 оттисков, и получивших по этой причине название «центурий» или «сотен». Все они были объединены в коллекцию, получившую название «Impronte Gemmarie dell’Instituto» и предлагались к покупке любому заинтересованному лицу.
Экземпляр собрания этой серии слепков хранится и в Отделе античного мира Государственного Эрмитажа. Между тем, особый интерес для автора предложенного сообщения представляет последний, седьмой «том» слепков, который содержит оттиски с гемм, только что открытых в то время на юге России и поступивших на хранение в Императорский Эрмитаж.
Обстоятельствам создания «седьмой центурии», её составу и введению этих памятников в международный научный оборот и посвящен предлагаемый доклад.

In the 1830s the German Archaeological Institute, founded in 1829 and initially having had its headquarters in Rome, became a centre for Classical studies — an international organization amassing information on recent discoveries and archaeological finds and playing a key role in shaping the scholarly image of Classical archaeology. The Institute focused its research in Italy, particularly in Rome, but it also worked on spreading information about the latest archaeological discoveries elsewhere apart from Italy proper. It was done via public lectures and regular publications, mainly in two periodicals — “The Bulletin” (Bulletino dell’Institutto di Corrispondenza archeologica) and “The Annals” (Annali dell’Institutto di Corrispondenza archeologica). The former offered short surveys and announcements of archaeological news. The latter — a reputable illustrated journal — published detailed reviews of research works and archaeological finds. A year after the foundation of the Institute, in 1830, Eduard Gerhard presented a project concerning systematic publishing of newly-discovered gems and studies in the history of glyptic. Taking into consideration an unprecedented interest in this very field of antique art shown in the preceding decades, which interest was also sustained in the 1830s–1840s, the members of the Institute recognized studying carved gems as a research priority. The careful work on selecting samples, describing them and producing impressions, which were the exact copies of antique carved stones, resulted in seven “volumes”, each of them containing a hundred of impressions and therefore termed as a “centuria”. These seven volumes comprised the collection titled “Impronte Gemmarie dell’Instituto”, which was offered for sale to anyone interested in such a purchase. A copy of this collection of impressions is kept in the Department of Greek and Roman Antiquities at The State Hermitage Museum.
The author of this paper takes a special interest in the last, seventh “volume” containing impressions of the gems then newly-discovered in the south of Russia and moved for keeping to the Imperial Hermitage.
The paper is devoted to the circumstances under which “Centuria Séptima” was created, the materials constituting it, and introducing these artifacts to international scholarly circulation.