Информатика и другие концепции, связанные с информационной теорией и кибернетикой, становились все более популярными в гуманитарных исследованиях в Советском Союзе в 1960–1970-е гг. Не обращаясь к ним напрямую, Слава Герович в своей известной книге «От новояза к киберязу» говорит о том, что распространение популярных метафор и идей, связанных с кибернетикой, было столь широко, что их можно было рассматривать как единый язык, общий для различных тематических полей.
В апреле 1959 г. президиум Академии наук СССР учредил научный совет по проблемам кибернетики. Именно этот совет официально объединил проблематику кибернетики, структурализма и семиотики. Одним из наиболее значительных событий было проведение совместного симпозиума 19–25 декабря 1962 г., организованного Московским институтом славяноведения и научным советом по кибернетике (так называемый симопозиум по семиотике). Тезисы этого симпозиума были изданы тиражом в тысячу экземпляров, и именно эта публикация позднее стала поводом для нападок на организаторов симпозиума. Половина тиража была отправлена в архив, а в прессе появились многочисленные критические рецензии. Как следовало из тезисов, организаторы намеревались обратиться к гораздо более широкому объему материала, выходящему за рамки собственно кибернетики. Например, целая секция была посвящена семиотике искусства, и это был первый раз, когда подобная тема рассматривалась в Советском Союзе и к тому же в контексте развития кибернетики.
Основной гипотезой нашего доклада является то, что в то время как структурная семиотика и лингвистика вполне легко смогли проникнуть в сферу советской науки под эгидой кибернетики, интерес семиотики к сфере искусства стал поводом для определения ее как идеологически подозрительной. Как известно из истории искусства, ситуация осложнялась в связи с проходящими в это время кампаниями антиабстракционизма и антиформализма, что в контексте истории культуры может рассматриваться как «точка замерзания» предшествующего периода оттепели.

 PDF