На настоящем этапе необходим глубокий анализ современной культуры в контексте базисных оснований и связей с предшествующей традицией. Необходимо выявить и обозначить важнейшие направления, определяемые христианской онтологией и антропологией. К ним относятся: сотериологическое, онтологическое, символическое, литургическое, психологическое, нравственное, анагогическое. Смысл культуры — свидетельствовать об Истине, Красоте и Благе. Современная культура не может не знать о наличии «райскости, иконичности, логосности, логоцентризме и софийности» как основы строения художественного образа. Но речь идет об инверсиях, перестановке смыслов и значений языка. Необходим анализ «художественных утрат», связанных с воздействием на базовые основания интеллекта. Мы утратили многое: чувство гармонии, божественной красоты, способности к развитию метафорического и ассоциативного мышления. Проблемы современной иконописи связаны, например, с утратой духовно-психологического наполнения лика. Необходимо внутреннее познание взаимодействия древнерусского, классического и авангардного этапов искусства. Актуальной является проблема интерпретации художественных текстов, «опознавания» глубинных смыслов, бесконечности человеческого бытия, сопряженного с Божественным. С точки зрения христианства важно обсудить суть таких понятий, как свобода творчества, ответственность художника, духовность, духовное кураторство, смысл слова и перспективы художественного произведения, философия человека. Необходимо вернуться к проблеме целостности и святости в контексте Богоискательства и богоотступничества. В истории русской художественной культуры были особо значимы такие явления, как исповедальность и пророчество, необходимые для познания современного художественного процесса.

 PDF