Икона являет метафорические формы мышления. Метафора является онтологическим основанием смыслообразования, процесса, инициирующегося в глубинах человеческой личности. Подход к иконе с позиции метафорического мышления меняет представление о художественных задачах, которые разрешались средневековым иконописцем. Важнейшей оказывается не задача дематериализации создаваемого иконописного образа (путем использования системы светов, уплощения, т. н. «обратной перспективы» и других традиционно выделяемых иконологией стилистических приемов), а создание целостного микрокосма, образа, гармонично встраиваемого в Божественный макрокосм.
Целостность и метафоричность иконописи, ее глубинные эстетические основания связаны с космогоническими представлениями святых отцов Церкви. Эстетические воззрения Аврелия Августина дают возможность сформулировать основные художественные принципы, определяющие богословско-эстетическую целостность иконы. К ним относятся: композиционная ритмичность, взаимодействие частей и целого по принципу подобия, симметрии и антитезы; послойность композиционного изображения; многозначность художественного текста и контекста; принципы Христоцентризма.
Такие богословские категории иконы, как двуединство и антиномичность (т. е. существование художественного образа материально и духовно в одно и то же время), синергийность творческого действия в ней Бога и человека, являются одновременно и категориями эстетичекими. Антиномичность и двуединство в иконе — это не только изображение в ней Ипостаси Богочеловека, а синергийность — в ее литургическом действии. Это также творческое взаимодействие Бога и человека: личное творчество художника при создании иконы столь же важно, как и соборность канонического мышления. Эту антиномию нельзя снимать. Икона настолько же искусство, насколько она является литургическим предметом. Ведь именно признание неповторимости человеческой личности и личного Богообщения является отличительной чертой христианства. В каждом конкретном художественном образе присутствует личность художника, который мыслит живописными формами своего произведения, и его богословским языком являются визуальные метафоры и художественные ритмы.

 PDF