Доклад посвящен малоизученной на сегодняшний день теме — античным и ренессансным сюжетам в отечественной монументальной живописи 1900–1910-х гг. В докладе рассматриваются живописные композиции и ансамбли, созданные в Москве и Петербурге и относящиеся к неоклассическому направлению в русском искусстве начала ХХ в.; дается краткий обзор построек, в которых воплощались подобные росписи; перечисляются художники, обращавшиеся в своей монументальной живописи к античности и итальянскому Ренессансу.
Особое внимание уделяется выбору сюжетов для росписей, анализируются встречающиеся наиболее часто.
В то же время в докладе будут представлены ранее не публиковавшиеся эскизы к росписям известных художников и архитекторов (Игнатия Нивинского, Евгения Лансере, Ивана Фомина, Владимира Щуко), найденные автором в РГАЛИ и фондах музея архитектуры им. А. В. Щусева.
На основании анализа данных эскизов, а также многочисленных натурных копий знаменитых памятников монументального искусства итальянского Ренессанса становится очевидно, какие произведения являлись образцами для переосмысления в творчестве русских мастеров неоклассического направления. По этим зарисовкам прослеживается география их передвижения по Италии.
Восприятие античности и Ренессанса в России начала ХХ в. было многогранным: одни авторы предпочитали отталкиваться от национального варианта классицизма конца XVIII — начала XIX в., другие обращались к итальянскому Возрождению, преимущественно позднему.
Монументальная живопись в России в начале ХХ в. и, в частности, монументальная живопись неоклассического направления, оказалась в отечественном искусствознании одной из наименее исследованных областей. Целью доклада является привлечение внимания спе­циалистов к данному феномену.

 PDF