Цель доклада — представить роль русских архитекторов и скульпторов в возникновении и развитии стиля Ар-деко в архитектуре Сербии, выделить наиболее значимые памятники, указать имена выдающихся мастеров, а также оценить степень их участия в территориальном и количественном отношениях. Исследование основано на анализе осуществленных проектов и соответствующих архивных документов, публикаций, фотографий, материалов музеев и частных коллекциий.
Ар-деко был одним из доминирующих стилистических направлений в Сербии между двумя мировыми войнами. Декоративность этого по сути модернового стиля соответствовала рафинированным вкусам cербской социальной элиты, которая использовала его как средство создания собственного репрезентативного образа. В этот период в Белграде работали архитекторы из России, которые, отзываясь на местные художественные запросы, ориентировались на декоративную, но современную интерпретацию архитектуры. Ар-деко в Сербии был основан на модернизации конструкции и строительных форм, но все же акцентировал оформление фасадов, непременно обогащенное орнаментами, стилизованными рельефами, скульптурами и великолепными литыми решетками.
Архитекторы Медведев, Сташевский, Папков — приверженцы стиля лиричной ритмизованной архитектуры — развили своеобразную версию орнаментального Ар-деко. Элементы Ар-деко неоднократно включал в свои работы Роман Верховской. Они особенно очевидны в скульптурном убранстве усыпальницы погибших русских воинов в Белграде. Владимир Загороднюк дополнил рельефами декор многих общественных и жилых зданий. Виктор Лукомский создал дворец патриархии Сербской Православной Церкви и отель на горе Авале.
Образный диапазон скульптурного наследия русских мастеров в Белграде простирается от мемориалов павшим воинам до изображения танца, которое украшало вход в кинотеатр «Белград». Создавая интерьер самого элитного кинотеатра города, архитектор Григорий Самойлов привнес в него атмосферу Голливуда и изысканно-замысловатый стиль Ар-деко, таким образом отметив место Белграда на архитектурной карте мира — место, сопоставимое по важности с Парижем, Нью-Йорком, Мадридом, Касабланкой и Мумбаи. В период между двумя мировыми войнами архитектура Ар-деко стала наиболее явной формой позитивных творческих международных связей. В сложении локального варианта этого стиля в Сербии роль русских архитекторов была чрезвычайно велика.

 PDF