В исследовании рассматривается проблема происхождения ландшафтного сада в Англии эпохи Просвещения. Автор стремится показать процесс рождения новых идей в ходе формирования жизненной среды Нового времени, которые привели к созданию ландшафтного типа сада, стремившегося к подражанию природным формам пейзажа. Ряд трактатов XVIII в. рассматривается в данном контексте: публикации Джона Джеймса, включая его перевод с французского книги «Теория и практика садового искусства…», Александра Леблона 1712 г., которая привлекла к нему внимание Петра I, книги Стефана Свитцера, прежде всего, его «Иконография Рустика… Содержащая указания по планировке загородной резиденции…», 1718 г., Роберта Кастелла «Виллы древних, иллюстрированные автором…», 1728 г.; Бэтти Лэнгли «Новые принципы садоводства…», 1728 г., а также ранние примеры использования идей ландшафтного сада в практических работах упомянутых мастеров. Исследование основывается на первоисточниках и показывает тот период в развитии английского садового искусства, который стал принципиально важным для возникновения антропогенной среды Нового времени.
Существенное внимание уделено влиянию философии лорда Энтони Шефтсбери на художественные представления о парке и архитектуре, его идеям обращения к естественной красоте пейзажа как выражению Божественной воли и классической архитектуре как человеческому изобретению, вовлеченному в эволюцию жизненной среды, соединяющихся воедино в ландшафтном саду. Среди факторов, рассматривающихся в работе, как сыгравших важную роль в становлении нового типа садового искусства — поэзия и художественные акции Александра Поупа, деятельность и идеология знаменитого садовника Чарльза Бридж­мана. Особое внимание уделено влиянию на создание пейзажного парка живописца Уильяма Кента, создавшего выдающиеся примеры ранних ландшафтных парков, и поэту Уиль­яму Шенстону, автору знаменитых «Бессвязных мыслей о садовом искусстве...», 1764 г., которому ландшафтный парк обязан усилением в его идеологии сентиментализма, и в целом повышением чувственности восприятия сада. Автор говорит о наибольшем развитии нового типа парка в произведениях прославленного мастера «Способного» Брауна, а также о дальнейшем развитии пейзажных идей и связи их с архитектурой эпохи Просвещения времени Уильяма Чемберса и Чарльза Камерона, которые внесли в ландшафтный сад художественный диалог между классикой, готикой и Востоком.

 PDF