Имя Луиса Мелендеса редко встречается в отечественной искусствоведческой литературе. Долгое время оно не упоминалось в изданиях XX в., даже в специальных трудах, посвященных испанскому искусству, и в работах, посвященных собственно исследованию натюрморта. Имя Мелендеса начинает появляться только в самом конце XX в. (1990-е гг.) и начале XXI столетия, например, в фундаментальной работе Т. П. Каптеревой «Испания. История искусства» (2003). Нашему отечественному зрителю и любителю искусства впервые в пределах нашей страны посчастливилось встретиться с двумя натюрмортами Луиса Мелендеса только в начале XXI в., на выставке «Прадо в Эрмитаже», которая проходила с 25 февраля по 29 мая 2011 г. Там были показаны две картины: «Натюрморт с куском лосося, лимоном и тремя сосудами» 1772 г. и «Натюрморт с коробкой сладостей, кренделем и другими предметами» 1770 г. Мне на этой временной экспозиции удалось неоднократно наблюдать реакцию посетителей на эти не известные им картины незнакомого художника. Это было удивление, желание долго всматриваться в изображенное и узнать хоть что-нибудь об этом совершенно не известном им художнике. К сожалению, биографические данные о нем и его жизни и сейчас не отличаются изобилием, они разрозненны и отрывочны. В те времена их было и того меньше. Но, к счастью, работы Луиса Мелендеса сохранились не в единицах, а в довольно большом количестве. Сейчас можно говорить, что известно более сорока его натюрмортов. Также существует информация и о том, что он создавал кроме натюрмортов и портреты. Но о них данных почти нет. Сохранился автопортрет художника 1746 г. В зарубежной литературе есть сообщения о единичных работах художника и о некоторых выставках, где были представлены его работы. Большая часть произведений Мелендеса находится в музее Прадо. И не случайно крупнейший исследователь испанского искусства и один из хранителей музея Прадо Хуан де Луна, давая характеристику периода испанского искусства XVIII в., упоминает следующее: «В то время [время правления короля Карла III] испанская школа начала обновление и успешное продвижение к новым высотам: Луис Мелендес писал прекрасные натюрморты, многие для принца Астурийского, будущего короля Карлоса IV». Таким образом, он подтверждает важное значение творчества Л. Мелендеса для испанской живописи.

 PDF