Последним коренным испанским художником, занимавшим должность приближенного живописца короля (Pintor de Camara), в XVII в. был Клаудио Коэльо (1642–1693). Его портретные произведения являются, с одной стороны, квинтэссенцией традиций национальной школы испанского придворного портрета, с другой стороны — они были импульсом для становления в Испании общеевропейской барочной манеры портретирования с ее тягой к патетическим, пышным и декоративным образам.
В своих первых портретах Карлоса II художник следовал канону изображения, созданному его предшественником Карреньо де Мирандой. Но уже в этих произведениях видна тяга к усилению декоративности живописи.
Будучи превосходным колористом, Коэльо скрупулезно и внимательно выписывал фактуру различных тканей, порой в ущерб целостности и силе портретного образа.
Сближение с европейской барочной живописью проявилось также в стремлении идеализировать, смягчить те отличительные особенности портретируемого, которые могли бы выставить его не в лучшем свете.
Портреты кисти художника в первую очередь привлекали своей декоративной красочной составляющей образа, нежели его глубиной и содержанием. Таким образом, особенности национальной школы испанского портретирования постепенно нивелировались и растворялись в общеевропейской барочной манере.
Уже в последние годы жизни Коэльо при мадридском дворе появляется успешный иностранец, который впервые за долгое время займет должность приближенного живописца короля, итальянец Лука Джордано (1634–1705).
Внешний облик Карлоса II на портретах Джордано становится все более рафинированным и утонченным. Происходит сближение испанского придворного портрета с итальянской и французской художественной традицией.
Манера письма художника, обилие аллегорий и идеализация создают барочный портрет, лишенный национальных местных особенностей.
Произведения итальянского живописца открывают новый этап в истории испанского портретирования, когда иностранные европейские мастера занимают привилегированное положение при испанском дворе, а местная художественная традиция теряет свою самобытность и смешивается с общеевропейской художественной школой искусства придворного портрета, во главе которой стояла Франция.

 PDF