Батальная сцена (холст, масло; 43 × 58 см) поступила в коллекцию Челябинского государственного музея изобразительных искусств из ГИМа в 1960 г. как картина неизвестного художника западной школы XVIII в., ранее находилась в собрании графини Чернышевой-Безобразовой в имении Ярополец. Позднее И. В. Линник (устно) отнесла произведение к фламандской школе XVII в. С такими данными картина бытовала до недавних пор.
В ходе исследований удалось найти изображение картины голландского художника-баталиста Яна ван Хухтенбурга (1647–1733) «Битва при Рамильи между французами и союзниками 23 мая 1706 года» 1706–1710 гг. из коллекции Рейксмузеума (Амстердам), сюжет, композиционное построение, специфика изображения фигур лошадей и всадников которой, наряду с другими произведениями этого мастера, со всей очевидностью позволяют отнести челябинский памятник к кругу этого художника.
Ян (Йохан) ван Хухтенбург (Jan van Huchtenburgh/Hugtenburg), голландский художник-­баталист, гравер и торговец картинами родился в 1647 г. в Хаарлеме, умер в 1733 г. в Амстердаме. Учился у Томаса Вийка. Имел брата — художника Якоба ван Хухтенбурга. Состоял на службе у принца Евгения Савойского. Написал десять больших баталий с 1697 по 1717 гг. с победами Принца Савойского. Работал под влиянием Ван дер Мелена и Филипа Воувермана.
Произведения братьев Хухтенбургов редки в российских собраниях. В Эрмитаже хранится картина Якоба ван Хухтенбурга. В ГМИИ им. А. С. Пушкина «Кавалерийское сражение» отнесено к авторству Яна ван Хухтенбурга со знаком вопроса, ранее картина считалась произведением Питера Воувермана.
Предположительно сюжет челябинской картины относится к циклу изображения битв в «Войне за испанское наследство 1701–1714 годов» по аналогии с голландским полотном «Битва при Рамильи».
Достаточно высокий уровень живописи, несмотря на неудовлетворительную сохранность произведения, всегда вызывал исследовательский интерес. Были проведены различные технологические исследования: макрофотосъемка, микроскопическое исследование, фотосъемка в инфракрасных лучах, которая позволила обнаружить подпись художника.
Голландские специалисты Бернард Вермет (RKD) и Питер Рулофс (Рейксмузеум) согласились с нашими выводами о принадлежности памятника кисти Яна ван Хухтенбурга или его кругу. Квентин Бувело, специалист по батальной живописи из Маурицхейс, считает, что обнаруженная подпись принадлежит Яну ван Хухтенбургу.

 PDF