Переворот, произошедший в эпоху итальянского Возрождения, был едва ли не самым радикальным в истории архитектуры. Точнее, переворота было два: первый — обращение к языку классической древности, второй — изобретение нового способа укрепления городов. Но если первое событие (обращение к античному наследию) сегодня имеет длительную и необыкновенно насыщенную исследовательскую традицию, то место фортификации в истории архитектурной мысли итальянского Возрождения требует всестороннего осмысления.
Рождение на рубеже XV–XVI вв. «новой фортификации» (итал.“fortificazione аlla moderna”) предопределило развитие крепостей, по крайней мере, на ближайшие два столетия. Тогда на смену толстым стенам и высоким башням пришли тонкие низкие куртины и бастионы — мощные платформы для расположения артиллерийских батарей. Не менее принципиальным свойством новой фортификации была и геометрия оборонительного периметра, который должен был быть основан на «совершенных», в соответствии с представлениями того времени, геометрических фигурах — равносторонних многоугольниках. Причем это совершенство было двоякого рода: идеальные и прагматические аспекты были переплетены в них теснейшим образом, что находит подтверждение в письменных источниках (сочинениях Франческо ди Джорджо Мартини, Пьетро Катанео, Никколо Тартальи, Буонайуто Лорини, Франческо деи Марки, Винченцо Скамоцци, Галассо Альгизи и других архитекторов и ученых).
В отличие от XVII–XVIII вв., когда фортификация превратилась в самостоятельную дисциплину, отделившись от «гражданской» архитектуры, в эпоху Возрождения строительством крепостей занимались те же мастера, которые возводили храмы, палаццо, виллы, изучали постройки Древнего Рима и текст трактата Витрувия. В докладе рассматриваются связи между «новой фортификацией» и ключевыми проблемами архитектурной мысли итальянского Возрождения. Среди них: образ идеального города; пифагорейское отношение к численным отношениям, выявляющим связь между микро- и макрокосмом; утопия совершенного государства в духе Платона; гармонические пропорции, в которых, как в классическом ордере, заключена взаимосвязь всех элементов. Эти идеи очерчивали мыслительное пространство, в котором рождалась бастионная фортификация alla moderna, сохранившая эхо этих идей вплоть до конца XVIII столетия.

 PDF