Долина Луара — регион Центральной Франции, расположенный в северной части департамента Луар и Шер в непосредственной близости от города Вандом, ранее относимый к диоцезам Шартра и Ле-Мана. Вдоль течения реки, на участке протяженностью всего около 50 км, фрагменты романской монументальной живописи присутствуют более чем в двадцати памятниках. Такая насыщенность региона живописью во многом обусловлена пересечением рекой Луар всех паломнических путей, идущих с севера.
Предметом данного исследования является малоизвестный для отечественного искусство­знания круг памятников монументальной живописи XII в., среди которых можно выделить наиболее сохранные и показательные — это фрески капеллы Сен-Жиль в Монтуаре, церквей Нотр-Дам в Арене, Сен-Жюльен в Ду, Сен-Жак-де-Гере и Сен-Жюльен в Понсе-сюр-лё-Луар. Интерес к данной теме связан с невысокой степенью изученности как региона в целом, так и отдельных живописных ансамблей. Большинство памятников открыты в конце XIX — начале XX в., и именно тогда усилиями первых реставраторов и энтузиастов были осуществлены и опубликованы наиболее обоснованные и полные работы по изучению этой живописи.
Проведенные нами исследования, основанные на стилистическом и иконографическом анализе памятников монументальной живописи XII века в Долине Луара и соседних с ней землях, позволяют выявить некоторые общие тенденции развития живописи в регионе на протяжении века. Синтез стилистических заимствований из каролингской и оттоновской традиции с влияниями, привнесенными пришлыми художниками, дает крайне самобытный результат. Иконографические схемы, почерпнутые, как правило, из раннехристианских источников, приобретают новые интонации и необычные формы, зачастую далекие от оригинала. Второй немаловажной задачей исследования является понимание феномена существования искусства на фоне vita rustica. Достаточно полная сохранность некоторых живописных циклов позволяет проанализировать проблему составления программ, отвечающих нуждам как прихода, так и паломников.

 PDF