В докладе поднимается проблема иконографичеких заимствований в поздней русской иконописи. Исследование посвящено выявлению источников редкой иконографии середины XVII в. «Христос Великий Архиерей с Распятием». Иконографический анализ позволил сделать вывод о решающем влиянии на русские иконы, сочетающие несколько изображений Христа в едином семантическом поле, западноевропейского иконографического типа Quinitas, появившегося около 1390 г. как часть алтарного полиптиха в церкви Успения Богородицы в г. Торунь (Польша). На основе иконологического метода предпринята попытка проанализировать западный образец в культурно-богословском контексте породившей его эпохи.
В работе особое внимание уделено генетической связи названной иконографической схемы, известной благодаря нескольким сохранившимся образцам XVII–XIX вв., с новым иконографическим вокабуляром иконописи новгородского круга, который через заказные иконы митрополита Макария проник в середине XVI века в репертуар московских иконописцев. Автор обращается к генезису и эволюции иконографических типов с множественными изображениями Христа, устанавливает их семантическую близость и смысловую инвариантность, определяет степень адаптации на русском материале западноевропейских мотивов, послуживших иконографическим импульсом. Делается вывод об объединяющем оба иконографических типа — Quinitas и «Великий Архиерей с Распятием» — концепте визуализации абстрактной идеи и построения изображения как богословской сентенции на основе нескольких традиционных иконографических схем. Апологетический трактат-комментарий, обнаруженный в рукописи Государственного Исторического музея, проливает свет на богословское осмысление икон с двойными и тройными изображениями Христа, ставшее тео­ретической базой для школы митрополита Макария. Изучение своеобразной иконологической рефлексии середины XVI века в совокупности с анализом развития иконографической схемы позволяет подойти к типологизации метаисторических изображений Христа.

 PDF