Западные заимствования в иконографии русских икон чрезвычайно редки до XVI в. Однако несколько таких заимствований есть на знаменитой Четырехчастной иконе из Благовещенского собора Московского Кремля, написанной между 1547 и 1551 г. Наиболее спорное из них — так называемое «Gnadenstuhl», изображение Св. Троицы с Богом Отцом, держащим Распятие, и странного вида крыльями, покрывающими тело распятого Христа. О том факте, что западное происхождение этого образа было очевидно даже для современников, свидетельствует спор, возникший между дьяком Иваном Висковатым и митрополитом Макарием (1542–1563) в Москве в 1553 г. Иван, осуждавший некоторые малопонятные новации в русской живописи середины XVI в., в том числе подробно говорил о «Gnadenstuhl». Однако интересно, что митрополит Макарий, один из величайших и наиболее образованных покровителей искусства в русской средневековой истории, не выказал озабоченности этой чуждой деталью на кремлевской иконе и даже защищал это новшество, при этом отрицая любые возможные связи с латинскими еретиками. Искусствоведы затрудняются разрешить это противоречие и предполагают, что митрополит Макарий либо лукавил, либо «не понимал богословский смысл этого изображения».
В докладе мы приведем свидетельства, опровергающие предположения о лукавстве или невежестве Макария, и исследуем некоторые недопонятые аспекты ответа митрополита Висковатому, в котором он объясняет значение «Gnadenstuhl» и крыльев у Христа.
Исследование преследует две цели. Во-первых, нужно выявить смысл этого изображения на Четырехчастной иконе. Во-вторых, хотелось бы понять, чем руководствовался Макарий, защищая это изображение. Это поможет пролить свет на проблему взаимоотношения Востока и Запада в данный период. В конце доклада будет поднят вопрос о том, можно ли говорить о «западном влиянии» на русскую жи­вопись XVI в.

 PDF