Омфалий — особым образом выделенное место в центральной части храма. Он ведет свое происхождение от священного камня в Дельфах, считавшегося «пупом земли». В христианском храме он располагался по центру сооружения под куполом. На территории Киевской Руси омфалий зафиксирован только в некоторых памятниках.
Все древнерусские омфалии по использованному для них материалу и технике выкладки можно разделить на два варианта. К первому относятся омфалии Десятинной церкви, Софийского собора в Киеве, Спасского собора в Чернигове, Михайловского в Переяславле и Борисоглебского в Чернигове. Здесь композиция строится из большого количества мелких кусочков и используются дорогие престижные материалы: в Десятинной церкви — мрамор, в Софии — смальта, в остальных трех памятниках — шиферные плиты с инкрустацией из смальты. Ко второму типу относятся омфалии в храмах Галицкой земли: Спасской и Благовещенской церквах в Галиче, ротонде в Олешкове и Пятницкой церкви в Звенигороде. Во всех них композиция представляет собой концентрические круги, выложенные исключительно из поливных керамических плиток большого размера с фигуративной композицией по центру. Эти два варианта свидетельствуют о двух разных традициях. Памятники с омфалиями первого варианта непосредственно связаны с традицией византийских мозаик. Памятники с омфалиями второго варианта относятся к галицкой архитектуре, которая своими корнями уходит в Польшу, откуда и происходит традиция омфалиев из крупных керамических плиток (выкладки в Гнезно и Тржемесне). В самой же Польше эта традиция также восходит к Византии.
Таким образом, на Руси омфалии существовали в рамках византийской традиции, но в двух ее вариантах — прямом и опосредованном — и являлись вариантами единой техники opus sectile.

 PDF