Строгая и ясная система живописного убранства восточнохристианского храма позволяет ему в полной мере воплощать модель мира Божьего. Модель мира есть выражение миропонимания общества, идейно-ценностная составляющая которого была сформирована в Византии в XIV веке в результате философско-богословских споров, что естественно нашло отражение в искусстве эпохи.
В нашем докладе речь пойдет о влиянии учения исихазма на стиль фресок из храмов Дов­монтова города во Пскове конца XIV века. В частности нас будет интересовать, как мастерами решалась проблема света при создании стенописей.
Понимание феномена Фаворского света являлось одним из главных вопросов исихастских споров XIV в. Утверждение возможности посредством «умного делания» узреть Свет Горнего стало философско-эстетической основой Палеологовского Возрождения, идейная база которого хотя и отличается от характерной для западноевропейского Ренессанса, но обладает той же гуманистической направленностью. В этот период культура и искусство приобретают более личностную, эмоциональную окраску.
В XIV в. идеи исихазма получили широкое распространение в православном мире, в том числе и в Древней Руси. Наиболее ярко, конечно, они воплотились в экспрессивных образах святых Феофана Грека из Спасо-Преображенской церкви на Ильине улице в Новгороде (1378 г.).
Росписи храмов Довмонтова города были созданы позднее, и идейно-смысловое значение «световых акцентов» в них иное. Г. С. Колпакова относит эти памятники, наряду с фресками церкви Феодора Стратилата на Ручью, к так называемому «псевдоэкспрессивному» направлению. По замечанию исследователя, фигуры святых из церкви Феодора Стратилата являют уже «трансформированную, „переплавленную“ телесную оболочку» (Колпакова Г. С. Фрески церкви Федора Стратилата в Новгороде. Место памятника в палеологовском искусстве XIV века // Древнерусское искусство: Балканы, Русь. СПб., 1995. С. 330).
В храме № 9 Довмонтова города ситуация иная. Свет, переданный частыми пробелами, не растворяет телесную оболочку, а наглядно отображает внутреннюю духовную жизнь (особенно в этом смысле выразительны образы святых мучениц). Тем самым образы на псковских фресках представляют собой идеальную модель верующего-подвижника, чья личная непрерывная духовная работа способна даровать ему возможность воссоединиться с миром Горнего, что по сути и является выражением «православного гуманизма».

 PDF