Четвероевангелие из Австрийской Национальной библиотеки Theol. gr. 154 создано в период наивысшего расцвета византийского книжного искусства. Манускрипт датируется 70-ми или 80-ми гг. ΧΙ в., написан на пергамене и содержит, помимо текста всех четырех Евангелий, катены (толкования), расположенные на полях в виде обрамления основного текста.
Украшение рукописи составляют таблицы Канонов, портреты евангелистов и 39 евангельских сцен, скомпонованных из крошечных фигурок. Манера исполнения миниатюр виртуозна и каллиграфична.
Миниатюры обычно двухчастные, они располагаются на полях, по обе стороны от текста. В сценах запечатлевается ключевой момент рассказа — одномоментное событие или персонажи, связанные одним действием. Миниатюры встраиваются в нужные строки, и благодаря этому описанные в тексте события буквальным образом включаются в изобразительную реальность.
Основной задачей исследования было определение главного принципа, который лежал в основе отбора сюжетов для миниатюр и формирования иконографической программы данной рукописи. Ни композиционно, ни по смыслу изобразительный цикл Венского кодекса не похож ни на какие другие циклы маргинальных миниатюр, известные нам по рукописям VI, X и XI в.
Ряд найденных закономерностей позволил сделать вывод о том, что художники не стремились к нарративности, характерной для некоторых других иллюстративных циклов рукописей, созданных во второй половине XI в. На данный момент в Венском кодексе присутствуют синаксарь и менологий, добавленные в XIII–XIV вв. В это же время листы с Евангелием от Иоанна были перенесены из конца рукописи в начало. Таким способом данное Четвероевангелие хотели превратить в Лекционарий. Сопоставление изображений и текста позволило сделать вывод о том, что отбор сюжетов для миниатюр был сделан под влиянием богослужебного цикла. Мастерам было необходимо отметить миниатюрами именно те тексты, которые были особенно важны в богослужебной практике. В итоге, уже при создании рукописи в формат Четвероевангелия при помощи значков-миниатюр изящным образом были «встроены» синаксарь и менологий, что свидетельствует об изначальном предназначении рукописи для богослужения.
В данном контексте иконография венской рукописи является переходной на этапе формирования иконографических программ XI–XII в., имеющих более тесные связи с литургической практикой.

 PDF