В докладе рассматривается ряд архитектурных приемов, принципов и типов сооружений, характерных для римского зодчества периода домината, которые могли выражать определенные политические концепции своего времени, а также их влияние на раннехристианскую архитектуру. В истории архитектуры до сих пор бытует основывающееся на работах Р. Краутхаймера и Дж. Уорда-Перкинса представление о том, что раннее христианство мало почерпнуло из позднеантичного языческого зодчества. Однако уже в работах А. Грабара было доказано, что многие мотивы позднеримского искусства, имеющие корни в культуре Древнего Востока, оказали значительное влияние на раннехристианскую иконографию. Это верно и для архитектуры. Необходимо остановиться на трех основных архитектурных приемах и смыслах, которые они могли выражать. Во-первых, это использование зала с апсидальным завершением, характерное как для языческой и христианской религиозной архитектуры III–IV вв., так и для роскошных домов римских аристократов того же времени. Данная тенденция могла быть продиктована новыми религиозными концепциями периода домината, опиравшимися на восточные традиции, и сопутствующей им иерархизацией правящей прослойки, состоявшей, прежде всего, из военных. Во-вторых, важно рассмотреть такой архитектурный тип, как тетрастиль (четыре триумфальные колонны на пересечении улиц города или крепости), получивший наибольшее распространение в период первой тетрархии и, вероятно, связанный с темой concordia — гармонии между четырьмя соправителями. Известен пример использования во время правления Юстиниана подобного монумента, четыре колонны которого венчали фигуры евангелистов. По версии Е. Богданович, этот архитектурный элемент мог стать одним из прототипов христианского кивория.
В-третьих, интересно проследить происхождение данной архитектурной формы. Благодаря богатому нумизматическому материалу известно, что навес на четырех колоннах с плоской крышей, бочарным сводом или куполом в Древнем Риме являлся одним из атрибутов представления бога или обожествленного при жизни правителя. В римскую культуру этот мотив, вероятно, попал из зодчества Древнего Египта и Ближнего Востока. Рассмотрение вышеупомянутых архитектурных мотивов, повлиявших на становление отдельных принципов раннехристианской архитектуры, вместе с политическими и религиозными концепциями, которые они выражали, представляется актуальным и плодотворным.

 PDF