В эллинистическое и римское время на территории Малой Азии появляются библиотеки, архитектурные формы которых различаются в зависимости от периода. Библиотеки эллинистического времени строятся в русле греческой традиции (с четкой структурой ордера, использованием фронтонов и пр.), в библиотеках римского периода отражено влияние италийских образцов в сочетании с применением восточных черт ордера.
Библиотеки эпохи эллинизма служили одновременно музеями и научными учреждениями, поэтому о них сложно говорить как об автономных постройках — они представляют гораздо больший интерес как целостные ансамбли различных зданий, объединенных общей функцией.
В республиканском Риме владельцами библиотек были лишь частные лица. Самый известный пример — вилла Папирусов в Геркулануме, где была найдена библиотека, хранившая около двух тысяч рукописных свитков. Первая общественная библиотека была построена в начале императорского периода. Постепенно в Риме и на территории всей Римской империи было возведено много общественных библиотек. Они создавались при храмах (при Пантеоне, при храме Аполлона на Палатине), при термах (термы Траяна, термы Каракаллы) и форумах. В целом ряде городов имелись свои библиотеки. Среди частных библиотек крупнейшими были императорские при дворцах и виллах (Золотой дом Нерона, дворец Флавиев, вилла Адриана в Тибуре).
О малоазийских библиотеках как об отдельно стоящих зданиях с определенными конструктивными и декоративными особенностями можно говорить, только начиная с римского периода. Подробно в сообщении будет рассмотрена библиотека Цельса в Эфесе — великолепный образец подобного рода сооружений, дающих представление об особенностях развития ордерной системы на территории Малой Азии в римское время.
Заслуживает также внимания обращение зодчих эпохи Возрождения к архитектурной традиции античного мира. Примером ренессансного развития интересующего нас типа, ориентированного на античные образцы, служит здание библиотеки Сан Марко в Венеции.

 PDF