Проблема стилеобразования — одна из магистральных тем искусствознания. Предпосылки и условия развития такого художественного явления, как стиль, обсуждаются в научной литературе на протяжении столетий. Исследования, посвященные «большим» стилям в европейском искусстве, составляют многие тома. Однако до настоящего времени для памятников изобразительного искусства античного мира остается не до конца разработанным понятие «провинциальный стиль», хотя это словосочетание широко употребляется и, на первый взгляд, в силу обиходности звучания, не требует дополнительного теоретического осмысления. Тем не менее, представляется принципиально важным дать определение этому размытому понятию, разработав для него строгие критерии и выбрав точные формулировки.
В рассуждениях об искусстве античных городов Северного Причерноморья, возникших в глухой провинции античного мира, стилевые категории подразумевают включение в общее русло принципиально разных составляющих: собственно античной, греческой в своей основе, и местной варварской, далекой от эллиниских представлений о красоте, идеале и гармонии.
Подчеркивая то существенное обстоятельство, что «провинциальность» ни в коей мере не является в данном контексте категорией оценочной, зададимся вопросом: где должна проходить та грань, за которой искусство уступает место ремеслу, уместно ли равноправно использовать как научный термин такое словосочетание, как «варварский вкус», рождается ли новая художественная целостность из такого взаимодействия культур, какое являет нам история взаимодействия греческой и варварской культуры народов, населявших Северное Причерноморье?
На примере анализа некоторых образцов гипсового погребального декора для боспорских деревянных саркофагов первых веков н. э. автор предлагает один из возможных путей конкретизации понятия «провинциальный стиль» применительно к памятникам античного времени.

 PDF