Для цитирования данной статьи, пожалуйста, используйте эту ссылку: http://dx.doi.org/10.18688/aa177-3-35
Заголовок Фрески в Сан-Лоренцо-аль-Лаго в Фиастре и «Sermo Rusticus» в живописи Южной Марке
Автор email marco.dattanasio@gmail.com
Сведения об авторе Д’Аттаназио Марко — Ph. D. Университет Г. Д’Аннунцио Кьети-Пескара, ул.Деи Вестини, 31, Кьети, Италия, 66100
В рубрике Западноевропейское искусство Средневековья DOI10.18688/aa177-3-35
Год 2017 Номер сборника 7 Страницы 357366
Тип статьи Научная статья Индекс УДК 7.033(4) Индекс ББК 85.143
Аннотация

Церковь Сан-Лоренцо-аль-Лаго в деревушке Фиастра близ Камерино украшена интересным циклом росписей, представляющим сцены страстей Христовых, мученичество св. Лаврентия и образы райского блаженства — три праотца с душами. Эти росписи можно датировать 1275 г. по надписи. Иконография отличается значительным своеобразием: сцены жизни Христа сопоставлены со сценами жизни св. Лаврентия — святого, которому посвящена церковь. С точки зрения стилистики, представляющей еще больший интерес, можно отметить чрезвычайную простоту линий и колорита, который сводится к белому, черному, желтому и красному цветам. До сих пор эти фрески оставались вне поля зрения исследователей. В статье предложен их анализ, выдвинуто мнение, что они являются важным примером живописи «sermo rusticus» в Марке. Термин «Sermo rusticus» был введен Пьетро Скарпеллини применительно к памятникам Перуджи и ее окрестностей. Исследователь называл так художественную манеру, которой свойственна исключительная простота. Росписи Сан-Лоренцо-аль-Лаго в действительности имеют самое очевидное сходство в стилистике именно с церквями Перуджи — Сан-Бевиньяте, Санта-Мария-ди-Анчелле и Сан-Джованни-дель-Фоссо. Что еще более важно, возможно, они послужили источником вдохновения для создателей фрагментарно сохранившихся фресок церквей в Асколи Пичено — Сан-Джакомо (святые и Мадонна Млекопитательница) и Сан-Витторе («Положение во гроб»). Таким образом, представляется возможным утверждать, что стиль «sermo rusticus» был распространен не только в Умбрии, но и в Марке, вплоть до Адриатического побережья. Это, несомненно, обогащает представления о разнообразии стилей в регионе, каким он был в границах конца XIII в.

Ключевые слова
Библиографическая ссылка Д’Аттаназио М. Фрески в Сан-Лоренцо-аль-Лаго в Фиастре и «Sermo Rusticus» в живописи Южной Марке // Актуальные проблемы теории и истории искусства: сб. науч. статей. Вып. 7 / Под ред. С. В. Мальцевой, Е. Ю. Станюкович-Денисовой, А. В. Захаровой. — СПб.: Изд-во СПбГУ, 2017. С. 357–366. ISSN 2312-2129. http://dx.doi.org/10.18688/aa177-3-35
Publication Язык статьи английский
Список цитируемой литературы
  • 1. Baschet J. Le sein du père. Abraham et la paternité dans l’Occident medieval. Paris, Gallimard Publ., 2000. 413 p. (in French).
  • 2. Boccanera G. Il ciclo pittorico a S. Lorenzo al Lago. Cronache di Provincia, January 1973, p. 7 (in Italian).
  • 3. Cappelli F. Le chiese I. Guida alle chiese romaniche di Ascoli Piceno, citta di travertino. Ascoli Piceno, D’Auria Publ., 2006, pp. 27–120 (in Italian).
  • 4. Cappelli F. Le chiese II. Guida alle chiese romaniche di Ascoli Piceno, città di travertino. Ascoli Piceno, D’Auria Publ., 2006, pp. 121–143 (in Italian).
  • 5. Cruciani P. Storia e arte nella Marca Camerte. Bolognola e l’alta valle del Fiastrone (secc. XII–XIX). Roma, Kappa Publ., 2003. 373 p. (in Italian).
  • 6. Curzi G. La pittura dei Templari. Cinisello Balsamo, Silvana Editoriale Publ., 2002. 141 p. (in Italian).
  • 7. Felci Laganà E.; Laganà F. La chiesa di San Giacomo apostolo in Ascoli Piceno. Ascoli Piceno, D’Auria Publ., 1994. 105 p. (in Italian).
  • 8. Ferriani D. Gli affreschi di S. Giacomo. Il romanico ad Ascoli Piceno. Acquaviva, Fast Edit Publ., 2007, pp. 64–65 (in Italian).
  • 9. Fratini C. Pitture fra Umbria e Marche: primi passi per una storia comparata. Il Maestro di Campodonico. Rapporti artistici fra Umbria e Marche nel Trecento. Fabriano, Cassa di Risparmio di Fabriano e Cupramontana Publ., 1998, pp. 12–43 (in Italian).
  • 10. Grube E. J. Bestiario. Enciclopedia dell’Arte Medievale, vol. 3. Roma, Istituto della Enciclopedia Italiana Publ., 1992, pp. 449–457 (in Italian).
  • 11. Leone de Castris P. Manifattura inglese, ca. 1267–70. Piviale detto “di Niccolò IV”. Opere d’arte dalle collezioni di Ascoli Piceno: la Pinacoteca Civica e il Museo Diocesano. Scoperte, ricerche e nuove proposte. Roma, Bozzi Publ., 2012, pp. 54–57 (in Italian).
  • 12. Manacorda S. Marche. Pittura. Enciclopedia dell’Arte medievale, vol. 8. Roma, Istituto della Enciclopedia italiana Publ., 1997, pp. 193–199 (in Italian).
  • 13. Marchi A. Pittura medioevale nell’Ascolano e nel Fermano. Beni Artistici. Pittura e scultura. Cinisello Balsamo, Silvana Editoriale Publ., 2003, pp. 13–33 (in Italian).
  • 14. Mazzulani G.; Castellani S. Arte dell’Italia centale dei secoli XIII e XIV. Madonna col Bambino tra due santi, scene del Nuovo Testamento, Madonna con Bambino. Mostra di opere d’arte restaurate, Catalogo della mostra: Urbino, 1969. Urbino, S. T. E. U. Publ., 1969, pp. 20–25 (in Italian).
  • 15. Montevecchi B. Influssi d’Oltralpe e bizantini tra XIII e XIV secolo. Beni Artistici. Oreficerie. Fermo, Fondazione Cassa di Risparmio di Fermo Publ., 2006, pp. 29–37 (in Italian).
  • 16. Neri Lusanna E. Marche. Pittura murale in Italia. Vol. 1. Dal tardo Duecento ai primi del Quattrocento. Bergamo, Edizioni Bolis Publ., 1995, pp. 168–176 (in Italian).
  • 17. Pagnani G. Terre, vassalli e signori in un documento dell’archivio comunale di Acquacanina nelle Marche della prima metà del secolo XIII. La società rurale marchigiana dal Medioevo al Novecento (Parte prima), Atti del convegno: Ancona, 1974, “Atti e memorie della Deputazione di Storia Patria per le Marche”, vol. 9, 1975. Ancona, presso la Deputazione di storia patria per le Marche Publ., 1976, pp. 127–167 (in Italian).
  • 18. Queijo K. Le perdute Storie di San Lorenzo sulla controfacciata di San Lorenzo fuori le mura. Il Duecento e la cultura gotica. Milano, Jaca Book Publ., 2012, pp. 255–258 (in Italian).
  • 19. Santanicchia M. Pittura nell’area del lago Trasimeno tra Medioevo e Rinascimento. Storie di pittori tra Perugia e il suo Lago. Morbio Inferiore, Selective Art Edizioni Publ., 2008, pp. 15–74 (in Italian).
  • 20. Scarpellini P. Affreschi duecenteschi nell’ex chiesa perugina di San Giovanni del Fosso. Scritti in onore di Alessandro Marabottini. Roma, De Luca Publ., 1997, pp. 33–40 (in Italian).
  • 21. Scarpellini P. La chiesa di San Bevignate, i Templari e la pittura perugina del Duecento. Templari e Ospitalieri in Italia. La chiesa di San Bevignate a Perugia. Milano, Electa Publ., 1987, pp. 93–158 (in Italian).
  • 22. Scarpellini P. La decorazione pittorica di San Bevignate e la pittura perugina del Duecento. Milites Templi. Il patrimonio monumentale e artistico dei Templari in Europa, Atti del convegno: Perugia, 2005. Perugia, Volumnia Publ., 2008, pp. 205–284 (in Italian).
  • 23. Sella P. (ed.). Rationes decimarum Italiae nei secoli XIII e XIV. Marchia. Città del Vaticano, Biblioteca Apostolica Vaticana Publ., 1950. 742 p. (in Italian and Latin).
  • 24. Simi Varanelli E. All’origine dell’arte del Duecento italiano: pittura e miniatura al tempo degli ultimi sovrani svevi. Il caso esemplare dei cicli pittorici delle chiese ascolane. Federico II e le Marche, Atti del Convegno di studi: Jesi, 2–4 dicembre 1994. Roma, De Luca Publ., 2000, pp. 325–385 (in Italian).
  • 25. Vitalini Sacconi G. Pittura marchigiana. La scuola camerinese. Macerata, Cassa di Risparmio di Macerata Publ., 1968. 265 p. (in Italian).
  • 26. Vitalini Sacconi G. Macerata e il suo territorio. La Pittura. Macerata, Cassa di Risparmio della provincia di Macerata Publ., 1985. 231 p. (in Italian).
  • 27. Wentzel H. Ad infantiam Christi. Zu der Kindheit Unseres Herren. Das Werk des Künstlers. Studien zur Ikonographie und Formgeschichte. Hubert Schrade zum 60. Geburtstag dargebracht von Kollegen und Schülern. Stuttgart, Kohlhammer Publ., 1960, pp. 134–160 (in German).
  • 28. Wentzel H. Das Jesuskind an der Hand Mariae auf dem Siegel des Burkhard von Winon 1277. Festschrift Hans R. Hahnloser zum 60. Geburtstag 1959. Basel, Birkhäuser Publ., 1961, pp. 251–270 (in German).
  • 29. Wentzel H. Maria mit dem Jesusknaben an der Hand. Ein seltenes deutsches Bildmotiv. Zeitschrift des Deutschen Vereins für Kunstwissenschaft, 1942, vol. 9, pp. 203–250 (in German).
  • 30. Zampetti P. Arte figurativa nell’alta valle del Chienti tra Medioevo e Rinascimento: aspetti e problemi. Arte e spiritualità nell’ordine agostiniano e il Convento San Nicola a Tolentino, Atti della seconda sessione del convegno: Tolentino, 1992. Roma, Argos Publ., 1994, pp. 67–75 (in Italian).
  • 31. Zampetti P. Artista tardo romanico. Cristo Pantocratore, raffigurazioni allegoriche e decorazioni. Restauri nelle Marche. Testimonianze acquisti e recuperi, Conferenza Nazionale per la prima relazione sulla situazione ambientale: Urbino, 1973. Urbino, Arti grafiche editoriali Publ., 1973, pp. 744–745 (in Italian).
  • 32. Zampetti P. Pittura nelle Marche. Vol. 1. Dalle origini al primo Rinascimento. Firenze, Nardini Publ., 1988. 426 p. (in Italian).