Для цитирования данной статьи, пожалуйста, используйте эту ссылку: http://dx.doi.org/10.18688/aa177-9-69
Заголовок Материалы экспедиции Н. Л. Окунева (1917 г.) о фресках Пархали
Автор email s.maltseva@spbu.ru
Сведения об авторе Захарова Анна Владимировна — кандидат искусствоведения, старший преподаватель. Московский государственный университет имени М. В. Ломоносова, Ленинские Горы, д. 1, Москва, Российская Федерация, 119991. zakharova@inbox.ru Мальцева Светлана Владиславовна — кандидат искусствоведения, старший научный сотрудник.Филиал ФГБУ «ЦНИИП Минстроя России» НИИТИАГ, ул. Душинская, д. 9, Москва, Российская Федерация, 111024; старший преподаватель, Санкт-Петербургский государственный университет, Университетская наб., 7/9, Санкт-Петербург, Российская Федерация, 199034. s.maltseva@spbu.ru
В рубрике Публикация и исследования источников DOI10.18688/aa177-9-69
Год 2017 Номер сборника 7 Страницы 679688
Тип статьи Научная статья Индекс УДК 7.033.2; 7.033.12 Индекс ББК 85.14
Аннотация

В докладе представлена реконструкция иконографической программы грузинского ансамбля росписей X в. в церкви Св. Иоанна Предтечи в Пархали (Тао-Кларджети, ныне Восточная Турция). Фрески в течение многих десятилетий были забелены. До этого летом 1917 г. они были обследованы и сфотографированы экспедицией, возглавлявшейся Н. Л. Окуневым (1885–1949). Эти фотографии хранятся сейчас в архиве Института истории материальной культуры в Санкт-Петербурге. В данной статье они публикуются впервые.

Частично поврежденные росписи находились, в основном, в апсиде. В конхе был образ Христа вославе, далее шел регистр с апостолами и Богоматерью Орантой посередине, вероятно, с архангелами по сторонам, а ниже — ряд пророков. В следующих двух ярусах располагались евангельские сюжеты. Авторы идентифицировали Благовещение, Встречу Марии с Елизаветой, Рождество, Сретение, Крещение, Преображение, Воскрешение Лазаря, а также несколько сцен Страстного цикла: Тайная вечеря, Распятие и Снятие с Креста. Изображения в самом нижнем регистре пока отождествить не удалось. В алтарном окне была полуфигура в медальоне, представляющая Св. Сион, по сторонам от нее — Моисей, получающий заповеди, и Мелхиседек перед алтарем.

Исследователи ранее предполагали, что росписи Пархали подобны современным им фрескам в находящемся недалеко храме Отхта Эклесия. Авторы проводят более детальное сопоставление между двумя ансамблями и рассматривают их в широком историко-художественном контексте.

Ключевые слова
Библиографическая ссылка Захарова А. В.; Мальцева С. В. Материалы экспедиции Н. Л. Окунева (1917 г.) о фресках Пархали // Актуальные проблемы теории и истории искусства: сб. науч. статей. Вып. 7 / Под ред. С. В. Мальцевой, Е. Ю. Станюкович-Денисовой, А. В. Захаровой. — СПб.: Изд-во СПбГУ, 2017. С. 679–688. ISSN 2312-2129. http://dx.doi.org/10.18688/aa177-9-69
Publication Язык статьи английский
Список цитируемой литературы
  • 1. Aladachvili N.; Alibegachvili G.; Volskaya A. École de peinture de Svanétie. Tbilisi, Metsniereba Publ., 1983. 223 p. (in Russian and French).
  • 2. Amiranashvili S. I. Istoriia gruzinskoi monumental’noi zhivopisi (History of Georgian Monumental Painting). Tbilisi, Sakhelgami Publ., 1957. 359 p. (in Russian).
  • 3. Béridzé V. Monuments de Tao-Klardjétie dans l’histoire de l’architecture georgienne. Tbilisi, Metsniereba Publ., 1981. 440 p. (in Russian and French).
  • 4. Djobadze W. Early Medieval Georgian Monasteries in Historic Tao, Klardjet’i, and Šavšet’i. Stuttgart, Steiner Verlag Publ., 1992. 255 p.
  • 5. Dvali T.; Andghuladze N. Otkhta Eklesia. Tbilisi, Cezanne Printing House Publ., 2011. 104 p. (in Georgian and English).
  • 6. Epstein A. W. Tokalı kilise. Tenth-Century Metropolitan Art in Byzantine Cappadocia. Washington, Dumbarton Oaks Publ., 1986. 90 p.
  • 7. Iancharkova Iu. The Art Historian N. L. Okunev (1885–1949). Biography and Scholarly Career. Istoriia i istoriki. 2007. Istoriograficheskii vestnik (History and Historians. 2007. Herald of Historiagraphy). Moscow, Nauka Publ., 2009, pp. 239–280 (in Russian).
  • 8. Iancharkova Iu. To the History of Relationshop between N. L. Okunev and N. Ia. Marr. Publication of Letters. Vspomogatel’nye istoricheskie distsipliny (Auxiliary Historical Disciplines), 2007, vol. 30, pp. 495–513 (in Russian).
  • 9. Jancárková J. Istorik iskusstva Nikolai L’vovich Okunev (1885–1949). Zhiznennyi put’ i nauchnoe nasledie (The Art Historian Nikolai L’vovich Okunev (1885–1949). Biography and Scholarly Heritage). Frankfurt am Main, Peter Lang Publ., 2012. 318 p. (in Russian).
  • 10. Jolivet-Lévy C. La Cappadoce médiévale: images et spiritualité. Paris, Éditions du Zodiaque Publ., 2001. 400 p. (in French).
  • 11. Jolivet-Lévy C. Les églises byzantines de Cappadoce. Le programme iconographique de l’abside et de ses abords. Paris, Éditions du C. N. R. S. Publ., 1991. 391 p. (in French).
  • 12. Kazbek G. N. Three Months in Turkish Georgia. Zapiski Kavkazskogo otdeleniia Russkogo geograficheskogo obshchestva (Proceedings of the Caucasus Department of the Russian Geographical Society), 1876, vol. 10, no. 1, pp. 1–140 (in Russian).
  • 13. Makarova A. L. Freski tserkvi Rozhdestva Bogoroditsy v Betanii (Gruziia) i ikh mesto v iskusstve vizantiiskogo mira XII veka (Wall Paintings in the Church of Nativity of the Virgin in Betania (Georgia) and Their Place in the 12th Century Art of the Byzantine World): Ph. D. thesis (unpublished). Available at: http://sias.ru/upload/ds-makarova/makarova_disser3.pdf (accessed 06 April 2017).
  • 14. Manukian S. Wall Paintings of Tatev (930). Genesis Forest. Collected Articles in Memory of Felix Ter-Martirosov. Erevan, Erevan State University Publ., 2015, pp. 296–325 (in Russian).
  • 15. Okunev N. L. Preliminary Report of N. L. Okunev, Assistant Professor of Petrograd University, on his trip of Summer 1917 to Caucasus Frontline for the Preservation of the Monuments of Antiquity and Culture. Izvestiia Rossiyskoi Akademii Nauk (Proceedings of Russian Academy of Science), 1917, no. 17, pp. 1435–1438 (in Russian).
  • 16. Privalova E. L. Nouvelles données sur Bétania. IV Symposium International sur l’Art Georgien. Tbilisi, Metsniereba Publ., 1983. 22 p. (in Russian and French).
  • 17. Privalova E. Notes on the Murals of Tao-Klardjeti (10th–13th Centuries). Agion Oros. Fysi — Latreia — Techni. Praktika synedrion eis to plaision ton parallilon ekdiloseon tis Ektheseos “Thisauroi tou Agiou Orous”, vol. 2. Thessaloniki, Iera Koinotis Agiou Orous Atho Publ., 2001, pp. 61–71.
  • 18. Privalova E. L. Sur les peintures murales de Bétania. L’arte Georgiana dal IX al XIV secolo. Atti del terzo simposio internazionale sull’arte Georgiana, Bari — Lecce, 14–18 ottobre 1980, vol. 1. Galatina, Congedo editore Publ., 1986, pp. 153–160 (in French).
  • 19. Restle M. ; Wessel K. (eds.). Reallexikon zur Byzantinischen Kunst, vol. 1. Stuttgart, Anton Hiersemann Publ., 1966. 627 p. (in German).
  • 20. Sheviakova T. S. Monumental’naia zhivopis’ rannego srednevekov’ia Gruzii (The Monumental Painting of Early Middle Ages in Georgia). Tbilisi, Khelovneba Publ., 1983. 28 p. (in Russian).
  • 21. Skhirtladze Z. Early Medieval Georgian Monumental Painting: Establishment of the System of Church Decoration. Oriens Christianus. Hefte für die Kunde des Christlichen Orients, 1997, vol. 81, pp. 169–206.
  • 22. Skhirtladze Z. The Murals of Otkhta Eklesia. Tbilisi, Christian Art Studies Center of Georgian Patriarchate Publ., 2009. 486 p. (in Georgian and English).
  • 23. Skhirtladze Z. The Mother of All Churches. Remarks on the Iconographic Programme of the Apse Decoration of Dört Kilise. Cahiers archéologiques, 1995, vol. 43, pp. 101–116.
  • 24. Takaishvili E. S. Arkheologicheskaia ekspeditsiia 1917 g. v iuzhnye provintsii Gruzii (Archaeological Expedition of 1917 to the Southern Provinces of Georgia). Tbilisi, Academy of Sciences of Georgian SSR Publ., 1952. 254 p. (in Russian).
  • 25. Thierry N. et M. Peintures du Xe siècle en Géorgie Méridionale et leur rapports avec la peinture byzantine d’ Asie Mineure. Cahiers archéologiques, 1975, vol. 24, pp. 73–113 (in French).
  • 26. Thierry N. La Cappadoce de l’Antiquité au Moyen-Age. Turnhout, Brepols Publ., 2002. 316 p. (in French).
  • 27. Tokarskii N. M. Iz istorii srednevekovogo zodchestva v Taikskom kniazhestve (From the History of Architecture of Tayk Principality). Erevan, Ayastan Publ., 1988. 74 p. (in Russian).
  • 28. Velmans T. L’ image de la Déisis dans les églises de Géorgie et dans celles d’autres régions du monde byzantin. Cahiers archéologiques, 1980–1981, vol. 29, pp. 47–102 (in French).
  • 29. Velmans T.; Alpago Novello A. Miroir de l’invisible. Peintures murales et architecture de la Géorgie (VIe — XVe s.). Milano, Jaca Book Publ., 1996. 296 p. (in French).
  • 30. Volskaja A. I. Peintures anciennes de Garedja. IV Symposium International sur l’Art Georgien. Tbilisi, Metsniereba Publ., 1983. 19 p. (in Russian and French).
  • 31. Zakaraia P. P. Zodchestvo Tao-Klardzheti (Architecture of Tao-Klardjeti). Tbilisi, Tbilisi university Publ., 1990. 194 p. (in Russian).
  • 32. Zakharova A. V. Wall Paintings of the Second Half of the 10th — Early 11th Century in Cappadocia. Vizantiyskii vremennik (Byzantina xponika), 2015, vol. 74 (99), pp. 196–210 (in Russian).
  • 33. Zakharova A.; Sverdlova S. Original Wall Paintings at the Church of the Saviour in Chvabiani (Upper Svaneti, Georgia) and Byzantine Art at the Turn of the 10th to 11th Centuries. Zograf, 2016, no. 39, pp. 11–23. DOI 10.2298/ZOG1539011Z