Для цитирования данной статьи, пожалуйста, используйте эту ссылку: http://dx.doi.org/10.18688/aa177-2-23
Заголовок Происхождение иконостаса в ранневизантийских храмах Святой Земли
Автор email vitfan1908@gmail.com
Сведения об авторе Витто Фанни — археолог. Израильское управление по делам древностей, POB586, Иерусалим, Израиль, 91004.
В рубрике Восточнохристианское искусство DOI10.18688/aa177-2-23
Год 2017 Номер сборника 7 Страницы 222231
Тип статьи Научная статья Индекс УДК 72.033; 82(091) Индекс ББК 63.3(0)4; 83.3(0)4; 85.11
Аннотация

Одна из характерных особенностей православных церквей — иконостас, отделяющий алтарь, предназначенный для священников, от верующих, находящихся в храме. Развитый иконостас представляет собой сплошную стену из нескольких ярусов, полностью закрывающую алтарь от глазпаствы. В своем нынешнем виде он сформировался достаточно поздно в результате эволюции литургиии ее оформления на протяжении всей истории Церкви. Предшественником иконостаса был низкий парапет, высотой примерно до пояса, ограждавший виму или пресбитерий в ранневизантийских храмах в Святой Земле. Он символически обозначал границы вимы, но не мешал верующим видеть служащих священников. Напротив, обзор был даже лучше, поскольку вима была выше остальных частей храма. Сохранилось несколько описаний этих алтарных преград в творениях Отцов Церкви, а также десятки плит от алтарных преград, найденных на территориях Палестины, южной Финикии и Аравии. Судя по ним, алтарная преграда состояла из прямоугольных плит, обычно мраморных, которые ставились вертикально с помощью квадратных в сечении столбов. Стороны этих плит, обращенные в пространство храма, украшались резьбой, в которой с небольшими вариациями повторялись одни и те же мотивы. Среди наиболее распространенных — латинский или мальтийский крест в лавровом венке, с лилиями между перекладинами, а также крест, стоящий на трех полукружиях, которые символизируют холм Гол-гофы. В последнем случае по сторонам от креста иногда изображалась пара агнцев или оленей. В более поздних храмах на такие парапеты стали иногда ставить колонны, несущие архитрав. Затем интерколумнии между колоннами и парапетом, бывшие изначально открытыми, стали закрываться иконами. Последним этапом эволюции алтарной преграды стало ее превращение в иконостас — сплошную стену, закрывающую от взглядов верующих таинства, происходящие по ту сторону преграды.

 

Ключевые слова
Библиографическая ссылка Витто Ф. Происхождение иконостаса в ранневизантийских храмах Святой Земли // Актуальные проблемы теории и истории искусства: сб. науч. статей. Вып. 7 / Под ред. С. В. Мальцевой, Е. Ю. Станюкович-Денисовой, А. В. Захаровой. — СПб.: Изд-во СПбГУ, 2017. С. 222–231. ISSN 2312-2129. http://dx.doi.org/10.18688/aa177-2-23
Publication Язык статьи английский
Список цитируемой литературы
  • 1. Acconci A. L’arredo liturgico. Umm al-Rasas, Mayfa’ah. Vol. 1. Gli scavi del complesso di Santo Stefano (SBF Collectio Maior 28). Piccirillo M.; Alliata E. (eds.). Jerusalem, Studium Biblicum Franciscanum Publ., 1994, pp. 290–313 (in Italian).
  • 2. Acconci A. Elements of the Liturgical Furniture. Mount Nebo: New Archaeological Excavations 1967–1997 (SBF Collectio Maior 27). M. Piccirillo; E. Alliata (eds.). Jerusalem, Studium Biblicum Franciscanum Publ., 1998, pp. 468–542.
  • 3. Arida R. M. Another Look at the Solid Iconostasis in the Russian Orthodox Church. St. Vladimir’s Theological Quarterly, 2008, no. 52, pp. 339–365.
  • 4. Bagatti B. L’archeologia cristiana in Palestina. Florence, G. C. Sansoni Publ., 1962. 283 p. (in Italian).
  • 5. Bagatti B. The Church from the Gentiles in Palestine: History and Archaeology (SBF Collectio Minor 4). Jerusalem, Franciscan Printing Press Publ., 1971. 398 p.
  • 6. Bagatti B.; Testa E. Il Golgota e la Croce: Ricerche storico-archeologiche (SBF Collectio Minor 21). Jerusalem, Franciscan Printing Press, 1978. 161 p. (in Italian).
  • 7. Bolman E. S. Veiling Sanctity in Christian Egypt: Visual and Spatial Solutions. Thresholds of the Sacred: Architectural, Art Historical, Liturgical, and Theological Perspectives on Religious Screens, East and West. S. E. J. Gerstel (ed.). Washington D. C., Dumbarton Oaks Research Library and Collections Publ., 2003, pp. 73–104.
  • 8. Bortoli-Doucet C. L’iconostase et l’espace sacré dans l’église russe aux XIVe et XVe siècles: d’où provient le développement en hauteur de cette iconostase? Le sacré et son inscription dans l’espace à Byzance et en Occident. M. Kaplan (ed.). Paris, Publications de la Sorbonne Publ., 2001, pp. 43–60 (in French).
  • 9. Branham J. R. Penetrating the Sacred: Breaches and Barriers in the Jerusalem Temple. Thresholds of the Sacred: Architectural, Art Historical, Liturgical, and Theological Perspectives on Religious Screens, East and West. S. E. J. Gerstel (ed.). Washington D. C., Dumbarton Oaks Research Library and Collections Publ., 2003, pp. 7–24.
  • 10. Bréhier L. Anciennes clôtures de choeur antérieures aux iconostases dans les monastères de l’Athos. Atti del V congresso internazionale di studi bizantini, Roma, 20–26 settembre 1936. Vol. 2: Archeologia e storia dell’arte. Liturgia e musica. Rome, Istituto per l’Europa Orientale Publ., 1940, pp. 48–56 (in French).
  • 11. Chatzidakis M. Icônes d’architraves provenant du Mont Athos. Deltion tēs christianikēs archaiologikēs hetaireias, 1966, no. 4, pp. 377–400 (in Greek, English abstract pp. 401–403).
  • 12. Chatzidakis M. Ikonostas. Reallexikon zur byzantinischen Kunt, vol. 3. K. Wessel; M. Restle (eds.). Stuttgart, Anton Hiersemann Publ., 1973, cols. 326–353 (in German).
  • 13. Chatzidakis M. L’évolution de l’icône aux 11e –13e siècles et la transformation du templon. Actes du XVe Congrès international d’études byzantines, Athènes, septembre 1976, vol. 3. Athens, s.n., 1981, pp. 159–191 (in French).
  • 14. Cheremeteff M. The Transformation of the Russian Sanctuary Barrier and the Role of Theophanes the Greek. The Millenium: Christianity and Russia (AD 988–1988). A. Leong (ed.). Creswood, St. Vladimir’s Seminary Press Publ., 1990, pp. 107–124.
  • 15. Dauphin C. (ed.). L’église byzantine de Nahariya (Israël): Étude archéologique (Byzantine Monuments 5). Thessaloniki, Center of Byzantine Studies of the School of Philosophy, Universtiy of Thessaloniki Publ., 1984. 126 p. (in French).
  • 16. Epstein A. W. The Middle Byzantine Sanctuary Barrier Templon or Iconostasis? Journal of the British Archaeological Association, 1981, no. 134, pp. 1–28.
  • 17. Eusebius. The Ecclesiastical History, 2 vols. London; New York, The Loeb Classical Library Publ., 1932.
  • 18. Gerstel S. E. J. An Alternate View of the Late Byzantine Sanctuary Screen. Thresholds of the Sacred: Architectural, Art Historical, Liturgical, and Theological Perspectives on Religious Screens, East and West. S. E. J. Gerstel (ed.). Washington D. C., Dumbarton Oaks Research Library and Collections Publ., 2003, pp. 135–183.
  • 19. Grossmann P. Christiliche Architektur in Ägypten (Handbook of Oriental Studies 1; The Near and Middle East 62). Leiden; Boston; Köln, Brill Publ., 2002. 605 p. (in German).
  • 20. Habas L. The Marble Furniture. The Early Byzantine Monastery at Khirbet ed-Deir in the Judean Desert: The Excavations in 1981–1987 (Qedem 38). Y. Hirschfeld (ed.). Jerusalem, The Hebrew University of Jerusalem Publ., 1999, pp. 119–132.
  • 21. Habas L. The Bema and Chancel Screen in Synagogues and Their Origin. From Dura to Sepphoris: Studies in Jewish Art and Society in Late Antiquity. L. I. Levine; Z. Weiss (eds.). Portsmouth, Rhode Island Publ., 2000, pp. 111–130.
  • 22. Habas L. The Art of Imported Marble Chancel Screens and Its Influence on Local Production in the Churches of the Provinces of Palaestina and Arabia: A Case Study. SOMA 2008 (Proceedings of the XII Symposium on Mediterranean Archaeology, Eastern Mediterranean University, Famagusta, North Cyprus, 5–8 March 2008) (BAR Int. S. 1909). H. Ozniz (ed.). Oxford, Archaeopress Publ., 2009, pp. 100–108.
  • 23. Habas L. The Mosaic Pavements and Liturgical Furniture of the Church of Bishop John at Khirbet Barqa-Gan Yavneh. Christ is Here! Studies in Biblical and Christian Archaeology in Memory of Michele Piccirillo, ofm (SBF Collectio Maior 52). L. D. Chrupcala (ed.). Milan, Franciscan Printing Press Publ., 2012, pp. 131–146.
  • 24. Harrison R. M. Excavations at Saraçhane in Istanbul. Vol. 1. The Excavations, Structures, Architectural Decoration, Small Finds, Coins, Bones, and Molluscs. Princeton; Washington, Princeton University Press; Dumbarton Oaks Research Library and Collection, 1986. 432 p.
  • 25. Holl K. Die Entstehung der Bilderwand in der griechischen Kirche. Archiv für Religionswissenschaft, 1906, no. 9, pp. 365–384 (in German).
  • 26. Israeli Y.; Mevorah D. Cradle of Christianity (Israel Museum Catalogue 438). Jerusalem, Israel Museum Publ., 2000. 232 p.
  • 27. Kanellopoulos C.; Schick R. Marble Furnishings of the Apses and the Bema, Phase V. The Petra Church. Fiema Z. T.; Kanellopoulos C.; Waliszewski T.; Schick R. Amman, American Center of Oriental Research Publ., 2001, pp. 193–213.
  • 28. Labrecque-Pervouchine N. L’iconostase: une évolution historique en Russie. Montreal, Éditions Bellarmin Publ., 1982. 292 p. (in French).
  • 29. Lazarev V. Trois fragments d’épistyles peintes et le templon byzantine. Deltion tēs christianikēs archaiologikēs hetaireias, 1964–1965, no. 4, pp. 117–143 (in French).
  • 30. Lazarev V. N. The Russian Icon: From Its Origins to the Sixteenth Century. Collegeville, Minnesota, Liturgical Press Publ., 1997. 404 p.
  • 31. Loverance R. The Marble and Stone Church Furnishings. Sanctuary of Lot at Deir ‘Ain ‘Abata in Jordan, Excavations 1988–2003. K. D. Politis. Amman, American Center of Oriental Research Publ., 2012, pp. 337–347.
  • 32. Mango C. On the History of the Templon and the Martyrion of St. Artemios at Constantinople. Zograf, 1979, no. 10, pp. 40–43.
  • 33. Matthews T. F. The Early Churches of Constantinople: Architecture and Liturgy. London, University Park, Pennsylvania State University Press Publ., 1971. 194 p.
  • 34. Matthews T. F. “Private” Liturgy in Byzantine Architecture: Toward a Reappraisal. Cahiers archéologiques, 1982, no. 30, pp. 125–138.
  • 35. Michel A. Les églises d’époque byzantine et umayyade de la Jordanie Ve–VIIIe siècle: typologie architecturale et aménagements liturgiques. Turnhout, Brepols Publ., 2001. 471 p. (in French).
  • 36. Młynarczyk J.; Burdajewicz M. The Northwest Church Complex. Hippos-Sussita of the Decapolis: The First Twelve Seasons of Excavations 2000–2011, vol. 1. A. Segal; M. Eisenberg; J. Młynarczyk; M. Burdajewicz; M. Schuler (eds.). Haifa, The Zinman Institute of Archaeology, University of Haifa Israel Publ., 2013, pp. 194–217.
  • 37. Negev A. The Architecture of Mampsis, Final Report. Vol. 2. The Late Roman and Byzantine Periods (Qedem 27). Jerusalem, The Hebrew University of Jerusalem Publ., 1988. 116 p.
  • 38. Patrich J. Architectural Sculpture and Stone Objects. Excavations at Rehovot-in-the-Negev. Vol. 1. The Northern Church (Qedem 25). Jerusalem, The Hebrew University of Jerusalem Publ., 1988, pp. 97–133.
  • 39. Peleg O. Decorated Chancel Screen Panels and Posts from the Temple Mount Excavations. The Temple Mount Excavations in Jerusalem 1968–1978 Directed by Benjamin Mazar. Final Report. Vol. 2. The Byzantine and Early Islamic Periods (Qedem 41). Jerusalem, The Hebrew University of Jerusalem Publ., 2003, pp. 135–152.
  • 40. Peschlow U. Dividing Interior Space in Early Byzantine Churches: The Barriers between the Nave and Aisles. Thresholds of the Sacred: Architectural, Art Historical, Liturgical, and Theological Perspectives on Religious Screens, East and West. S. E. J. Gerstel (ed.). Washington D. C., Dumbarton Oaks Research Library and Collections Publ., 2003, pp. 53–71.
  • 41. Piccirillo M. Chiese e mosaici della Giordania settentrionale (SBF Collectio Minor 30). Jerusalem, Franciscan Printing Press Publ., 1981. 124 p. (in Italian).
  • 42. Prausnitz M. W. Excavations at Shavei Zion: The Early Christian Church. Rome, Centro per le antichità e la storia dell’arte del Vicino Oriente Publ., 1967. 72 p.
  • 43. Smith R. H.; Day L. P. Pella of the Decapolis. Vol. 2. Final Report on the College of Wooster. Excavations in Area IX, the Civil Complex, 1979–1985. Wooster, College of Wooster Publ., 1989. 168 p.
  • 44. Sodini J.-P. Une iconostase byzantine à Xanthos. Actes du colloque sur la Lycie antique (Bibliothèque de l’Institut français d’études anatoliennes d’Istanbul XXVII). Paris, Librairie d’Amérique et d’Orient, Adrien Maisonneuve Publ., 1980, pp. 119–148 (in French).
  • 45. Tzaferis V. An Early Christian Church Complex at Magen; Mosaics and Inscriptions from Magen. Bulletin of the American Schools of Oriental Research, 1985, no. 258, pp. 1–32.
  • 46. Velmans T. Le rôle de l’hésychasme dans la peinture murale byzantine du XIVe et XVe siècles. Ritual and Art: Byzantine Essays for Christopher Walter. P. Armstrong (ed.). London, The Pindar Press Publ., 2006, pp. 182–226 (in French).
  • 47. Vitto F. A Byzantine Church Compound and an Oil Plant at Bat as-Sikh (Horvat Bata), Carmiel. ‘Atiqot (in press).
  • 48. Walter J. The Origins of the Iconostasis. Eastern Churches Review, 1970–1971, no. 3, pp. 251–267.
  • 49. Xydis S. G. The Chancel Barrier, Solea, and Ambo of Haghia Sophia. The Art Bulletin, 1947, no. 29, pp. 1–24.