Для цитирования данной статьи, пожалуйста, используйте эту ссылку: http://dx.doi.org/10.18688/aa177-5-57
Заголовок Сложение иконографии Песаха в нидерландской живописи второй половины XV–XVI века: от еврейского праздника к Тайной вечере
Автор email stephanie_rom@mail.ru
Сведения об авторе Ковбасюк Стефания Андреевна — кандидат исторических наук, ассистент. Киевский национальный университет имени Тараса Шевченко, ул. Владимирская, 60, Киев, Украина, 01033.
В рубрике Искусство Ренессанса DOI10.18688/aa177-5-57
Год 2017 Номер сборника 7 Страницы 564572
Тип статьи Научная статья Индекс УДК 94(492);75“15” Индекс ББК 85.103(4)
Аннотация

 Иконография евхаристических сюжетов, которая формируется в нидерландской живописи к XV в., приобретает большую популярность уже в следующем веке. Это было обусловлено художественными факторами и общеевропейскими идейными движениями эпохи раннего Нового времени, в частности Реформацией. Именно в реформационной теологической полемике вопросы, связанные с Евхаристией, ее содержанием и практикой, занимали одно из ведущих мест. Отдельные аспекты изображений Песаха были проанализированы в исследованиях M. Макнами, в частности евхаристический подтекст визуализации Песаха в алтаре Св. Причастия Д. Баутса; в статье В. С. Дейла было раскрыто содержание скрытых монограмм в том же полиптихе. Негативные коннотации Песаха в позднесредневековом искусстве были рассмотрены в статье Д. Малкиеля. Специального исследования о формировании иконографии Песаха в нидерландской живописи XV — начала XVI в. на сегодня нет. Заполняя существующую лакуну, в этой статье мы, на примере станковых произведений и миниатюры, попытаемся восстановить пути формирования иконографии Песаха, выделить определенные иконографические типы и очертить границы их распространенности, прояснить художественный и социальный контекст бытования образа. Было выяснено, что иконографический тип, сформированный Дирком Баутсом на начало XVI в.,оставался наиболее распространенным. Однако в творчестве Мастера Антверпенского Поклонения из группы «антверпенских маньеристов» иконографические традиции изображения Песаха и Тайнойвечери были синтезированы, и Тайная вечеря начала изображаться как седер. Толкование таких изменений остается дискуссионным, однако с высокой вероятностью можно утверждать, что стимулировали появление таких иконографических аномалий религиозные поиски времен, а также интеграция в нидерландское общество значительной части новообращенных евреев. Духовные и социальные изменения, открытость Антверпенской художественной школы к инновациям — все это способствовало художественным поискам и необычным композиционным решениям. Трактовка Тайной вечери как Песаха выходит за рамки школы «антверпенских маньеристов» и встречается и в произведениях нидерландских художников второй половины XVI в., которые предложили собственные интерпретации Песаха, ренессансные по форме и по-своему еще более близкие к нарративу — Книге Исхода. Таким образом, новации сосуществовали с более традиционными изображениями Песаха: плюрализм интерпретаций и инновативность стали определяющими качествами для репрезентаций седера в нидерландской живописи второй половины XVI в.

Ключевые слова
Библиографическая ссылка Ковбасюк С. А. Сложение иконографии Песаха в нидерландской живописи второй половины XV–XVI века: от еврейского праздника к Тайной вечере // Актуальные проблемы теории и истории искусства: сб. науч. статей. Вып. 7 / Под ред. С. В. Мальцевой, Е. Ю. Станюкович-Денисовой, А. В. Захаровой. — СПб.: Изд-во СПбГУ, 2017. С. 564–572. ISSN 2312-2129. http://dx.doi.org/10.18688/aa177-5-57
Publication Язык статьи русский
Список цитируемой литературы
  • 1. Amberg J. van. A Real Presence: Religious and Social Dynamics of the Eucharistic Conflicts in Early Modern Augsburg 1520–1530. — Leiden: Brill, 2011. — 270 p.
  • 2. Bokser B. M. The Origins of the Seder: The Passover Rite and Early Rabbinic Judaism. — Berkeley: University of California Press, 1986. — 188 p.
  • 3. Cleland E. A. H. Grand Design: Pieter Coecke van Aelst and Renaissance Tapestry. — New York: Metropolitan Museum of Art, 2014. — 401 p.
  • 4. Dale W. S. A. Latens Deitas: the Holy Sacrament Altarpiece of Dieric Bouts // Canadian Art Review. — 1984. — Vol. 11. — No. 1/2. — P. 110–116.
  • 5. Dieric Bouts // Stechow W. Northern Renaissance Art 1400–1600: Sources and Documents. — Evanston: Northwestern University Press, 1966. — P. 11–14.
  • 6. Guggenheimer H. The Scholar’ s Haggadah: Ashkenazic, Sephardic, and Oriental Versions. — Northvale: Jason Aronson, Incorporated, 1998. — 418 p.
  • 7. Klenicki L., Klenicki Cohen M. The Passover Celebration: A Haggadah for the Seder. — Chicago: Liturgy Training Publications, 2001. — 62 p.
  • 8. Lacroix P. Manners, Customs, and Dress during the Middle Ages, and During the Renaissance Period: Illustrated with Nineteen Chromolithographic Prints by F. Kellerhoven. — London: Chapman and Hall, 1876. — 554 p.
  • 9. Luther M. De captivitate Babylonica ecclesiae praeludium // Luther M. D. Martin Luthers Werke: Kritische Gesamtausgabe. — Vol. VI. — Weimar: Hermann Böhlau, 1888. — P. 484–573.
  • 10. Malkiel D. J. Infanticide in Passover Iconography // JWCI. — 1993. — Vol. 56. — P. 85–99.
  • 11. McNamee M. B. Vested Angels: Eucharistic Allusions in Early Netherlandish Paintings. — Leuven: Peeters Publishers, 1998. — 385 p.
  • 12. Sabar S. From Amsterdam to Bombay, Baghdad, and Casablanca: the Influence of the Amsterdam Haggadah on Haggadah Illustration among the Jews in India and the Lands of Islam // The Dutch Intersection: the Jews and the Netherlands in Modern History / Ed. Y. Kaplan. — Leiden; Boston: BRILL, 2008. — P. 279–299.
  • 13. Stroo C. The Flemish Primitives: The Dirk Bouts, Petrus Christus, Hans Memling and Hugo van der Goes Groups. — Turnhout: Brepols, 1999. — 313 p.
  • 14. Zwingli and Bullinger / Ed. G. W. Bromiley. — Philadelphia: The Westminster Press, 1953. — 364 p.
  • 15. Zwingli H. Subsidium sive Coronis de Eucharistia. — Zurich: Froschouer, 1525. — 56 p.