Для цитирования данной статьи, пожалуйста, используйте эту ссылку: http://dx.doi.org/10.18688/aa177-1-12
Заголовок В поисках контекста греческих «оригиналов»: статуя Сатира, наливающего вино,в Афинах
Автор email a.surtees@uwinnipeg.ca
Сведения об авторе Сюрте Эллисон — Ph. D., доцент. Университет Виннипега, Портидж авеню,515, Виннипег, Манитоба, Канада, R3B 2E6.
В рубрике Искусство и художественная культура Древнего мира. Археологический памятник и произведение искусства — общее и особенное, различия и взаимосвязь DOI10.18688/aa177-1-12
Год 2017 Номер сборника 7 Страницы 110118
Тип статьи Научная статья Индекс УДК 7.032 Индекс ББК 85.133(0)32
Аннотация

 Изучение греческой скульптуры имеет продолжительную и непростую историю: от Винкельмановских рассуждений о «расцвете и закате» античного искусства и Фуртвенглеровского поиска греческих оригиналов на основе анализа римских копий (Kopienkritik) до отрицания греческого контекста и оформившейся в конце ХХ столетия сосредоточенности части научного сообщества наримской контекстуализации. Хотя у адептов трех позиций в корне различались задачи и подходы к ихрешению, в центре внимания всех всегда оказывался культ античного художника. Автор статьи отходитот проблемы авторства и на примере статуи Сатира, наливающего вино, обращается именно к контекстной стороне вопроса. Появление этого статуарного типа, известного только в римских копиях, всегда связывалось с именем Праксителя — скульптора, творившего в IV в. до н. э. Такая атрибуция была основана на данных письменных источников и стилистическом анализе при сопоставлении с другими копиями римского времени. В статье статуя переосмысливается исключительно с позиций учёта подлинных греческих археологических свидетельств, относящихся к самой статуе и к решению о ее атрибуции. Внимание автора сосредоточено на композиции скульптуры, позе и иконографии персонажа. Подобный анализ представляет убедительные аргументы в пользу реального существования в IV в.до н. э. прототипа для известных сегодня римских копий. Более того, сопоставление статуи с известной почти исключительно по аттическим вазовым росписям иконографией сатиров классического времени подтверждает её точное «попадание» в иконографические схемы IV в. до н. э. в самом широком смысле.Таким образом, появляется возможность поместить Сатира в конкретный «художественный пейзаж» классической Греции, т. е. в общий контекст с теми произведениями искусства, датировка которых бесспорна. Контекстный анализ позволяет выдвинуть исследование за пределы стилистического анализаи художественной атрибуции и начать рассматривать произведение как неотъемлемую часть визуального ландшафта классических Афин с тем, чтобы точнее определить значение произведения и самой фигуры сатира в более широком смысле.

Ключевые слова
Библиографическая ссылка Сюрте Э. В поисках контекста греческих «оригиналов»: статуя Сатира, наливающего вино,в Афинах // Актуальные проблемы теории и истории искусства: сб. науч. статей. Вып. 7 / Под ред. С. В. Мальцевой, Е. Ю. Станюкович-Денисовой, А. В. Захаровой. — СПб.: Изд-во СПбГУ, 2017. С. 110–118. ISSN 2312-2129. http://dx.doi.org/10.18688/aa177-1-12
Publication Язык статьи английский
Список цитируемой литературы
  • 1. Ajootian A. Praxiteles. Personal Styles in Greek Sculpture. Cambridge, Cambridge University Press Publ., 1996, pp. 91–129.
  • 2. Brusini S. La Decorazione Scultorea della Villa Romana di Monte Calvo. Rome, Istituto nazionale d’archeologia e storia dell’arte Publ., 2001. 312 p. (in Italian).
  • 3. Carpenter T. H. Dionysian Imagery in Archaic Greek Art: Its Development in Black-Figure Vase Painting. Oxford, Oxford University Press Publ., 1986. 192 p.
  • 4. Corso A. Prassitele I–III. Rome, DeLuca Publ., 1988–91 (in Italian).
  • 5. Corso A. The Art of Praxiteles I–V. Rome, L’Erma di Bretschneider Publ., 2004–2014.
  • 6. Corso A. The Scultpure of the Tumulus Kasta near Amphipolis. Journal of Intercultural and Interdisciplinary Archaeology, 2015, vol. 2, pp. 193–222.
  • 7. Dentzer J. M. Le motif du banquet couche dans le Proche-Orient et le monde grec du VIIe au IVe siecle avant J.-C. Rome, École française de Rome Publ., 1982. 673 p. (in French).
  • 8. Furtwängler A.; Strong E. (transl.). Masterpieces of Greek Sculpture. London, William Heinemann Publ., 1895. 477 p.
  • 9. Gazda E. (ed.). The Ancient Art of Emulation. Ann Arbor, University of Michigan Press Publ., 2002. 320 p.
  • 10. Gercke P. Satyrn des Praxiteles. Hamburg, dissertation der Universität Hamburg, 1968. 101 p. (in German).
  • 11. Hallett C. Kopienkritik and the Works of Polykleitos. Polykleitos, the Doryphoros, and Tradition. Madison, University of Wisconsin Press Publ., 1995, pp. 121–160.
  • 12. Hedreen G. Silens in Attic Black-Figure Vase-Painting: Myth and Performance. Ann Arbor, University of Michigan Press Publ., 1992. 272 p.
  • 13. Heinemann A. Der Gott des Gelages. Berlin, De Gruyter Publ., 2016. 775 p. (in German).
  • 14. Hollinshead M. B. Extending the Reach of Marble: Struts in Greek and Roman Sculpture. The Ancient Art of Emulation: Studies in Artistic Originality and Tradition from the Present to Classical Antiquity. Ann Arbor, University of Michigan Press Publ., 2002, pp. 117–152.
  • 15. Isler-Kerenyi C.; Sena E. C. de (transl.). Civilizing Violence: Satyrs on 6th-Century Greek Vases (Orbis Biblicus et Orientalis, 208), vol. 1. Göttingen/Fribourg, Vandenhoeck & Ruprecht/Academic Press Fribourg Publ., 2004. 123 p.
  • 16. Isler-Kerenyi C.; Watson W. G. E. (transl.). Dionysos in Archaic Greece. Leiden, Brill Publ., 2007. xx + 291 p.
  • 17. Katsonopoulou D.; Stewart A. (eds.). Skopas of Paros and His World: Proceedings of the Third International Conference on the Archaeology of Paros and the Cyclades. Athens, The Paros and Cyclades Institute of Archaeology Publ., 2013. 570 p.
  • 18. Klein W. Praxiteles, vol. 1. Leipzig, Verlag von Veit & Comp. Publ., 1898. viii + 448 p. (in German).
  • 19. Kousser R. Hellenistic and Roman Ideal Sculpture: The Allure of the Classical. Cambridge, Cambridge University Press, 2008. 226 p.
  • 20. Lissarrague F. La cité des satyres. Paris, Éditions de l’École des hautes études en sciences sociales Publ., 2013. 315 p. (in French).
  • 21. Marvin M. Copying in Roman Sculpture: The Replica Series. Retaining the Original: Multiple Originals, Copies and Reproductions. Washington, National Gallery of Art Publ., 1989, pp. 29–45.
  • 22. Marvin M. The Language of the Muses: The Dialogue between Roman and Greek Sculpture. Los Angeles, J. Paul Getty Museum Publ., 2008. 344 p.
  • 23. Moon W. (ed.). Polykleitos, the Doryphoros, and Tradition. Madison, University of Wisconsin Press Publ., 1995. xii + 364 p.
  • 24. Palagia O.; Pollitt J. J. (eds.). Personal Styles in Greek Sculpture. Cambridge; New York, Cambridge University Press, 1996. xi + 187 p. [48 pl.].
  • 25. Pasquier A.; Martinez J. L. Praxitèle. Paris, Musée du Louvre Ed.; Somogy éditions d’art Publ., 2007. 48 p. (in French).
  • 26. Perry E. The Aesthetics of Emulation in the Visual Arts of Ancient Rome. Cambridge; New York, Cambridge University Press Publ., 2005. 226 p.
  • 27. Picard C. Manuel d’archeologie grecque. Paris, Éditions Auguste Picard Publ., 1948, 2 vols.: 898 p., 395 figs., 12 pl. (in French).
  • 28. Reeder E. D. Hellenistic Art in the Walters Art Gallery. Baltimore, Trustees of the Walters Art Gallery Publ., 1988. 260 p.
  • 29. Ridgway B. Roman Copies of Greek Sculpture. Ann Arbor, University of Michigan Press Publ., 1984. 111 p., [73] p.
  • 30. Ridgway B. Fourth-Century Styles in Greek Sculpture. Madison, University of Wisconsin Press Publ., 1997. 360 p.
  • 31. Rizzo G. Prassitele. Milan; Rome, Treves-Treccani-Tumminelli Publ., 1932. 129 p., 159 pl. (in Italian).
  • 32. Rolley C. La Sculpture Grecque: La période classique, vol. 1. Paris, Éditions Auguste Picard Publ., 1999. 439 p. (in French).
  • 33. Stewart A. Art, Desire, and the Body in Ancient Greece. Cambridge, Cambridge University Press Publ., 1997. 272 p.
  • 34. Stewart A. Review: B. Ridgway. Fourth Century Styles in Greek Sculpture. Journal of Hellenic Studies, 1999, vol. 119, pp. 227–228.
  • 35. Surtees A. The Pouring Satyr; Copies and Context in Greece and Rome. Ph. D. dissertation. Baltimore, The Johns Hopkins University, 2011.
  • 36. Todisco L. Scultura greca del IV secolo: a maestri e scuole di statuaria tra classicità ed ellenismo. Milan, Longanesi Publ., 1993. 512 p. (in Italian).
  • 37. Zanker P. Klassizistische Statuen: Studien zur Veränderung des Kunstgeschmacks in der römische Kaiserzeit. Mainz am Rhein, P. von Zabern Publ., 1974. 138–[88] p. (in German).