Для цитирования данной статьи, пожалуйста, используйте эту ссылку: http://dx.doi.org/10.18688/aa177-1-4
Заголовок Существовал ли портрет в античном мире? К проблеме жанра.
Автор email aa-trofimova@yandex.ru
Сведения об авторе Трофимова Анна Алексеевна — кандидат искусствоведения, заведующая Отделом античного мира. Государственный Эрмитаж, Дворцовая наб., д. 34, Санкт-Петербург, Российская Федерация, 191186.
В рубрике Искусство и художественная культура Древнего мира. Археологический памятник и произведение искусства — общее и особенное, различия и взаимосвязь DOI10.18688/aa177-1-4
Год 2017 Номер сборника 7 Страницы 3950
Тип статьи Научная статья Индекс УДК 7.032; 7.037; 7.038 Индекс ББК 85.103(0)32
Аннотация

В определении античного портрета с точки зрения современных теорий содержитсямножество противоречий. Общеизвестно, что античный скульптурный портрет имел основополагающее значение для развития портретного жанра в западноевропейском искусстве. Именно в античности возникли основные формы скульптурного портрета, художественный язык, присущий этому виду искусства, укоренилась традиция установки статуй в общественно значимых местах, на могилахи в садах. Тем не менее изучение портрета во второй половине XX — начале XXI в. привело к парадоксальному выводу: античность была до-портретным периодом. В обществе с коллективистской идеологией изображение индивидуума отсутствовало. В современной интерпретации портрета ключевыми являются категории сходства, индивидуального и типического, понятия реализма, исторического, мифологического.

Статья посвящается рассмотрению этих категорий применительно к основным этапам в истории античного портрета и выявлению глубокой специфики античного портрета. Греческий портрет был мифологичен по своей природе, принципиальным отличием античного портрета была типизация — сходство с реальным человеком не имело значения, образ возникал в смешении мифологических и индивидуальных черт. Второй решающий фактор, отличающий античный портрет, — копирование оригинала; тиражирование определяло как способ создания скульптур, так и их восприятие. Уникальным становится прообраз, а не отдельное произведение искусства.

Автор статьи приходит к заключению, что, помимо разработки современных категорий, трактующих портретный образ в круге внехудожественных проблем, необходимо вернуться к сущности портретного жанра. Скульптура —трехмерная модель, воплощение главных и подлинных черт портретного образа. Античный портрет —аналог человека, синтез абстрактных идей и индивидуальности, он воплощает суть портретного жанра.

Ключевые слова
Библиографическая ссылка Трофимова А. А. Существовал ли портрет в античном мире? К проблеме жанра. // Актуальные проблемы теории и истории искусства: сб. науч. статей. Вып. 7 / Под ред. С. В. Мальцевой, Е. Ю. Станюкович-Денисовой, А. В. Захаровой. — СПб.: Изд-во СПбГУ, 2017. С. 39–50. ISSN 2312-2129. http://dx.doi.org/10.18688/aa177-1-4
Publication Язык статьи русский
Список цитируемой литературы
  • 1. Александр Великий. Путь на Восток. Каталог выставки / Ред. А. А. Трофимова. — СПб.: Изд-во ГЭ, 2007. — 512 с.
  • 2. Басин Е. Я. Портрет и личность: (об эволюции портрета в западноевропейской живописи конца 19 — начала 20 века). Канон или «архетип» // Басин Е. Я. Статьи об искусстве. — М.: Слово, 2010. — С. 133–159.
  • 3. Бритова Н. Н., Лосева Н. М., Сидорова Н. А. Римский скульптурный портрет. — М.: Искусство, 1975. — 224 с.
  • 4. Виппер Б. Р. Проблема сходства в портрете // Виппер Б. Р. Статьи об искусстве. — М.: Искусство, 1970. — С. 342—351.
  • 5. Вальдгауер О. Ф. Этюды по истории античного портрета. — Л.: ОГИЗ — ИЗОГИЗ, 1938. — 294 с.
  • 6. Гадамер Х.-Г. Актуальность прекрасного. — М.: Искусство, 1991. — 367 с.
  • 7. Гадамер Х.-Г. Истина и метод: Основы философской герменевтики. — М.: Прогресс, 1988. — 704 с.
  • 8. Власов В. Г. Портрет // Новый энциклопедический словарь изобразительного искусства. — Т. VII. — СПб.: Азбука-классика, 2007. — С. 613–627.
  • 9. Габричевский А. Г. Портрет как проблема изображения // Искусство портрета: сб. статей. / Ред. А. Г. Габричевский. — М.: Государственная Академия художественных наук, 1928. — С. 53–75.
  • 10. Дмитриева Н. А. Опыты самопознания // Образ человека и индивидуальность художника в западном искусстве XX века. — М.: Наука, 1984. — С. 6–50.
  • 11. Жинкин Н. И. Портретные формы // Искусство портрета: сб. статей. / Ред. А. Г. Габричевский. — М.: Государственная Академия художественных наук, 1928. — С. 7–52.
  • 12. Зингер Л. С. Портрет // БСЭ. URL: http://bse.sci-lib.com/article091712.html (дата обращения: 20.02.2017).
  • 13. Искусство портрета: сб. статей / Ред. А. Г. Габричевский. — М.: Гос. Академия художественных наук, 1928. — 193 с.
  • 14. Лотман Ю. М. Портрет // Статьи по семиотике культуры и искусства. — СПб.: Академический проект, 2002. — С. 349–375.
  • 15. Неверов О. Я. Митридат и Александр: к иконографии Митридата VI // СА. — 1971. — № 2. — С. 86–95.
  • 16. Проблемы портрета: Материалы научной конференции в ГМИИ им. А. С. Пушкина в 1972 г. / Ред. Данилова И. Е. — М.: Советский художник, 1974. — 328 с.
  • 17. Савостина Е. А. Эллада и Боспор: Греческая скульптура на Северном Понте / Bosporan Studies. Supplementum 8. — Симферополь; Керчь: Изд. дом «Адеф», 2012. — 392 с.
  • 18. Bažant J. Roman Portraiture: A History of Its History. — Prague: Koniasch Latin Press, 1995. — 209 p.
  • 19. Breckenridge J. D. Likeness: a Conceptual History of Ancient Portraiture. — Evanstone: Northwestern University Press, 1968. — 293 p.
  • 20. Dillon Sh. Ancient Greek Portrait Sculpture: Context, Subjects and Style. — Cambridge: Cambridge University Press, 2006. — 217 p.
  • 21. Drerup H. Totenmaske und Ahnenbild bei den Römern // Mitteilungen des Deutschen Archäologischen Instituts. Römische Abteilung. — 1980. — Vol. 87. — S. 81–129.
  • 22. Early Hellenistic Portraiture: Image, Style, Context / P. Schutz, R. von den Hoff (eds.). — Cambridge: Cambridge University Press, 2007 — 312 p.
  • 23. Fittschen K. Die Bildnisse des Augustus // Saeculum Augustum. — 1991. — No. 3. — S. 149–186.
  • 24. Fittschen K., Zanker P. Katalog der römischen Porträts in den Capitolinischen Museen und den anderen kommunalen Sammlungen der Stadt Rom. — Bd. I: Kaiser- und Prinzenbildnisse. — Mainz am Rhein: Philipp von Zabern, 1985. — 184 S.
  • 25. Fittschen K., Zanker P., Cain P. Katalog der Römischen Porträts in den Capitolinischen Museen und den anderen kommunalen Sammlungen der Stadt Rom. —Bd. II: die männlichen Privatporträts. — Berlin: Walter De Gruyter, 2010. — 488 S.
  • 26. Furtwängler A. Meisterwerke der griechischen Plastik: Kunstgeschichtliche Untersuchungen. — Leipzig: Giesecke & Devrient, 1893. — 767 S.
  • 27. Gauer W. Die griechischen Bildnisse der Klassischen Zeit als politische und persönliche Denkmäler // Jahrbuchdes Deutschen Archäologischen Instituts. — 1968. — Bd. 83. — S. 118–179.
  • 28. Giuliani L. Bildnis und Botschaft: Hermeneutische Untersuchungen zur Bildniskunst der römischen Republik. — Frankfurt am Main: Suhrkamp, 1986. — 335 S.
  • 29. Gombrich E. Art and Illusion: A Study of the Psychology of Pictorial Representation. — London: Phaidon Press, 1977. — 387 p.
  • 30. Gombrich E. The Mask and the Face: The Perception of Physiognomic Likeness // Gombrich E., Hochberg J., Black E. Art, Perception and Reality. — Baltimore: Johns Hopkins University Press, 1972. — P. 1–46.
  • 31. Griechischen Portraits / K. Fittschen (Hrsg.). — Darmstadt: Wissenschaftliche Buchgesellschaft, 1988. — 418 S.
  • 32. Hölscher T. Die Aufstellung des Perikles-Bildnis und ihre Bedeutung // Würzburger Jahrbuch für die Altertumswissenschaft — 1975. — Bd. I. — S. 187–199.
  • 33. Hölscher T. Ideal und Wirklichkeit in den Bildnissen Alexanders des Großen. — Heidelberg: Winter, 1971. — 59 S.
  • 34. Hölscher T. Römische Bildsprache als semantisches System // Abhandlungen der Heidelberger Akademie der Wissenschaften, Philosophisch-Historische Klasse. Abt. 2. — Heidelberg: Carl Winter–Universitätsverlag. — 1987. — 78 S.
  • 35. Kaschnitz von Weinberg G. G. Römische Bildnisse. Ausgewählte Schriften. Bd. II / H. von Heintze, G. Kleiner (Hrsgg.). — Berlin: Mann, 1965. — 138 S.
  • 36. Pfuhl E. Die Anfänge der griechischen Bildniskunst: ein Beitrag zur Geschichte der Individualität // Griechischen Porträts. / Hrsg. K. von Fittschen. — Darmstadt: Wissenschaftliche Buchgesellschaft, 1988. — S. 224–252.
  • 37. Richter G. M. A. The Portraits of the Greeks. — Oxford: Phaidon Press, 1984. — 256 p.
  • 38. Ridgway B. S. Hellenistic Sculpture. — Vol. 1: The Styles of ca. 331–200 B. C. — Bristol: Bristol Classical Press, 1990. — 405 p.
  • 39. Ridgway B. S. Hellenistic Sculpture. — Vol. II: The Styles of ca. 200–100 B. C. — Madison: The University of Wisconsin Press, 2000. — 456 p.
  • 40. Schefold K. Die Bildnisse der antiken Dichter, Redner und Denker. — Basel: B. Schwabe & Co., 1997. — 228 S.
  • 41. Schindler W. Römische Kaiser: Herrscherbild und Imperium. — Leipzig: Koehler & Amelang Verlag, 1985. — 219 S.
  • 42. Schwarzenberg E. Der Lysippische Alexander // Bonner Jahrbücher. — 1967. — No. 167. — S. 58–118.
  • 43. Schwarzenberg E. The Portraiture of Alexander // Alexandre le Grand: Image et réalité: Sept exposés suivis de discussions par A. B. Bosworth e. a. — Geneva: Fondation Hardt, 1976. — P. 223–278.
  • 44. Smith R. R. R. Hellenistic Royal Portraits. — Oxford: Clarendon Press, 1988. — 198 p.
  • 45. Smith R. R. R. Hellenistic Sculpture. — London: Thames and Hudson, 1991. — 287 p.
  • 46. Stewart A. Faces of Power: Alexander’s Image and Hellenistic Politics. — Berkeley; Los Angeles; Oxford: University of California Press, 1993. — 507 p.
  • 47. Stewart A. F. Greek Sculpture: An Exploration: Vols. I–II. — New Haven; London: Yale University Press, 1990. — 1621 p.
  • 48. Stewart P. Statues in Roman Society: Representation and Response. — Oxford: Oxford University Press, 2003. — 333 p.
  • 49. Studniczka F. Die Anfänge der griechischen Bildkunst // Zeitschrift für Bildende Kunst. — 1929. — Bd. 62. — S. 121–134.
  • 50. Trofimova A. “Imitatio Alexandri” in the Hellenistic Art. — Romе: L’ERMA di Bretschneider, 2012. — 190 p.
  • 51. Voshtchinina A. Le Portrait Romain : Musée de L’Ermitage. — Léningrad: Éditions DʼArt Aurore, 1974. — 213 p.
  • 52. Voutiras E. Studien zur Interpretation und Stil griechischer Porträts des 5 und frühen 4 Jahrhunderts (Unveröffentlichte Dissertation). — Bonn, 1980. — 368 S.
  • 53. Zanker P. Augustus und die Macht der Bilder. — München: S. H. Beck, 2009. — 369 S.
  • 54. Zanker P. The Mask of Socrates. — Berkeley; Los Angeles; Oxford: University of California Press, 1995. — 326 p.