Для цитирования данной статьи, пожалуйста, используйте эту ссылку: http://dx.doi.org/10.18688/aa166-8-65
Заголовок «Де Стейл» и русское искусство: Архипенко, ван Дуйсбург и Лисицкий; кубизм, элементаризм, проун.
Автор email allan.doig@lmh.ox.ac.uk
Сведения об авторе Доиг Аллан — Ph. D., научный сотрудник, преподаватель, капеллан. Oксфордский университет, Леди Маргарет Холл, Норхем Гарденс, Oксфорд, OX2 6QA, Великобритания.
В рубрике Мировое искусство XX–XXI веков DOI10.18688/aa166-8-65
Год 2016 Номер сборника 6 Страницы 606613
Тип статьи Научная статья Индекс УДК 7.038.11, 7.038.14, 7.038, 7.037.2 Индекс ББК 85.103(2), 85.103(3)
Аннотация

С 1918 г. голландский художник Тео ван Дуйсбург, издатель авангардистского худо жественного журнала «Де Стиль», взаимодействовал с русским скульптором Александром Архипенко, жившим тогда в Париже. Архипенко имел существенное влияние на ван Дуйсбурга и иных художников, причастных к журналу. В 1920 г. ван Дуйсбург опубликовал в «Де Стиль» «Супрематический сказ про два квадрата, в шести конструкциях» Эля Лисицкого. он восторженно писал одному из друзей, что «архитекторы должны окружить себя подобными работами <...> и через них ощутить бесконечные пространственные возможности, одновременно приходя к пониманию этих возможностей на практике». Эль Лисицкий оказал раскрепощающее воздействие на развитие у ван Дуйсбурга принципов элементаризма, и тот мечтал совершить поездку в Россию. он отчетливо чувствовал бли- зость идей и работ Лисицкого, что подтвердилось, когда они встретились в апреле 1922 г. в Берлине. В следующем месяце на Интернациональном конгрессе прогрессивного искусства в Дюссельдорфе ван Дуйсбург, Лисицкий и Ханс Рихтер образовали союз под названием «Международная фракция конструктивистов», и затем, в июне, ван Дуйсбург опубликовал в «Де Стиль» статью Лисицкого «Проун» (дата и место издания обозначены как: Москва, 1920). Голландский радикальный художник испытал сильное влияние кубизма Архипенко в отношении художественной практики и конструктивизма Лисицкого в отношении теории. В продолжении года это влияние было весьма плодотворным и сказалось в появлении новых и новых архитектурных работ ван Дуйсбурга. однако очень скоро обозначившиеся различия привели его и Лисицкого к обоюдной критике, в 1926 г. ее отголоски стали известны общественности. С развитием проуна и элементаризма между ними произошел решительный разрыв. Период с 1920 по 1926 г. был переломным для обоих художников, и чрезвычайно важно исследовать произведения и теоретические сочинения ван Дуйсбурга и Лисицкого, дабы уяснить, что же было «на кону» в теории и в практике, когда между ними впервые обозначилось столь сильное взаимное отчуждение, в результате которого они впоследствии окончательно разошлись. Результат настоящего исследования уточнит наше видение этих потрясающих работ, созданных в горниле художественной революции.

Ключевые слова
Библиографическая ссылка Дойг А. «Де Стейл» и русское искусство: Архипенко, ван Дуйсбург и Лисицкий; кубизм, элементаризм, проун. // Актуальные проблемы теории и истории искусства: сб. науч. статей. Вып. 6. / Под ред. А.В. Захаровой, С.В. Мальцевой, Е.Ю. Станюкович-Денисовой. – СПб.: НП-Принт, 2016. С. 606–613. ISSN 2312-2129. http://dx.doi.org/10.18688/aa166-8-65
Publication Язык статьи английский
Список цитируемой литературы
  • Doesburg Th., van. Aantekening bij de bijlage. De Stijl, 1920, vol. 3, no. 3, p. 32 (in Dutch).
  • Doesburg Th., van. Architectuurvernieuwingen in het buitenland. Het Bouwbedrijf, 1926, vol. 3, no. 13, pp. 424–427 (in Dutch).
  • Doesburg Th., van. Balans van het nieuw: Beeldend Rusland. De Stijl, 1922, vol. 5, no. 9, pp. 129–135 (in Dutch).
  • Doesburg Th., van. Bijlage X. De Stijl, 1920, vol. 3, no. 8, p. 72 (in Dutch).
  • Doesburg Th., van. De Beteekenis der mechanische esthetiek voor de architectuur en de andere vakken. Bouwkundig Weekblad, 1921, vol. 42, no. 25, pp. 164–166; no. 28, pp. 179–183; no. 33, pp. 219–221 (in Dutch).
  • Doesburg Th., van. [Editorial remarks]. De Stijl, 1926, vol. 7, no. 75/76, pp. 57–58 (in Dutch).
  • Doesburg Th., van. De Nieuwe Beweging in de Schilderkunst. Dalft, J. Waltman Publ., 1917. 69 p. (in Dutch).
  • Doesburg Th., van. Grondbegrippen der nieuwe beeldende kunst. Tijdschrift voor Wijsbegeerte, 1919, vol. 13, no. 1, pp. 30–49; no. 2, pp. 169–188 (in Dutch).
  • Doesburg Th., van. Grundbegriffe der neuen gestaltenden Kunst [Bauhaus Bücher 6]. Munich, Albert Langen Publ., 1925. 40 p. (in German).
  • Doesburg Th., van. Kunst en architectuurvernieuwing in Sovjet-Rusland. Het Bouwbedrijf, 1928, vol. 5, no. 20, pp. 395–400; no. 22, pp. 436–441; 1929, vol. 6, no. 3, pp. 49–53 (in Dutch).
  • Doesburg Th., van. Over het moderne schilderen. De Stijl, 1921, vol. 4, no. 3, pp. 31–36 (in Dutch).
  • Doesburg Th., van. Over het zien van de nieuwe kunst. De Stijl, 1919, vol. 2, no. 6, pp. 62–65 (in Dutch).
  • Doesburg Th., van. Principles of Neo-Plastic Art. London, Lund Humphries, 1968. 73 p.
  • Doig A. Theo van Doesburg: Painting into Architecture, Theory into Practice. Cambridge: Cambridge University Press, 1986. 260 p.
  • Friedman M. (ed.) De Stijl: 1917–1931; Visions of Utopia. Oxford, Phaidon, 1982. 255 p.
  • Huszar V. Aesthetische Beschouwingen. De Stijl, 1917, vol. 1, no. 2, pp. 20–23 (in Dutch).
  • Karshan D. H.; Leering J.; Bowlt J. E.; Lissitzky-Küppers S. El Lissitzky. Cologne: Galerie Gmurzynska Publ., 1976. 165 p.
  • Lissitzky E. Proun, De Stijl, 1922, vol. 5, no. 6, pp. 81–85 (in Dutch).
  • Polevoj V. M. (ed.) Paris / Moscou: 1900–1930. Paris: Centre Georges Pompidou Publ., 1979. 581 p. (in French).
  • Schippers K. Holland Dada. Amsterdam, Querido, 1974. 192 p. (in Dutch).
  • Troy N. J. The Abstract Environment of De Stijl. De Stijl: 1917–1931. Visions of Utopia. Oxford, Phaidon, 1982, pp. 165–190.
  • Vantongerloo G. Le Gondolier d’Alex Archipenko’. De Stijl, 1918, vol. 1, no. 11, pp. 134–135 (in French).