Для цитирования данной статьи, пожалуйста, используйте эту ссылку: http://dx.doi.org/10.18688/aa166-8-68
Заголовок Понятие живописного языка в теории и практике Жана Дюбюффе.
Автор email ksenia.blokhina@mail.ru
Сведения об авторе Блохина Ксения Геннадьевна — аспирант. Государственный институт искусствознания, Козицкий переулок, д. 5, Москва, Российская Федерация, 125009.
В рубрике Мировое искусство XX–XXI веков DOI10.18688/aa166-8-68
Год 2016 Номер сборника 6 Страницы 635642
Тип статьи Научная статья Индекс УДК 73/76 Индекс ББК 85.14
Аннотация

В статье проводится анализ теории и практики Жана Дюбюффе в ракурсе лингвистики. Исследование базируется на специфике понятия изобразительного языка, выдвинутого художником в таких статьях, как «Ар брют предпочтительнее культурного искусства», 1949 (L’Art Brut préféré aux arts culturels), «Антикультурные позиции», 1951 (Positions anticulturelles) и других. Сравнение суждений Дюбюффе со структуралистскими представлениями о строении языка позволяет указать на особое понимание художником значения искусства в жизни человека. По его мнению, для каждой личности творческая деятельность является столь же органичной, как и речь. Художник манифестирует язык искусства как врожденный, характерный для каждого человека, свободный способ мышления, познания и отражения мира. Такое соотношение позволяет Дюбюффе обосновать свое понимание «истинного» искусства и как следствие утвердить значение ар брют. Сопоставление его теоретических работ с текстами Фердинанда де Соссюра и Умберто Эко дает возможность разрешить такие спорные проблемы ар брют, как непрофессионализм художников и интерпретация их произведений. С практической точки зрения, проблема живописного языка и материала, из которого он строится, рассматривается на примерах серии картин, посвященных типичным персонажам улиц, «Мироболюс, Макадам и Ко» и серии портретов.

Ключевые слова
Библиографическая ссылка Блохина К.Г. Понятие живописного языка в теории и практике Жана Дюбюффе. // Актуальные проблемы теории и истории искусства: сб. науч. статей. Вып. 6. / Под ред. А.В. Захаровой, С.В. Мальцевой, Е.Ю. Станюкович-Денисовой. – СПб.: НП-Принт, 2016. С. 635–642. ISSN 2312-2129. http://dx.doi.org/10.18688/aa166-8-68
Publication Язык статьи русский
Список цитируемой литературы
  • Арто А. Ван Гог, самоубитый обществом // Пространство другими словами: французские поэты ХХ века об образе в искусстве / Сост., пер., примеч. и предисл. Б. В. Дубина. — СПб.: Изд-во Ивана Лимбаха, 2005. — C. 42‒48.
  • Арто А. Театр и его двойник. Театр Серафима. — М.: Мартис, 1993. — 192 с.
  • Мишо А. Думая о феномене живописи // Пространство другими словами: французские поэты ХХ века об образе в искусстве / Сост., пер., примеч. и предисл. Б. В. Дубина. — СПб.: Изд-во Ивана Лимбаха, 2005. — С. 57‒63.
  • Полан Ж. Тарбские цветы, или Террор в изящной словесности. — СПб.: Наука, 2002. — 336 с.
  • Соссюр Ф. де. Курс общей лингвистики. — М.: УРСС, 2004. — 271 с.
  • Тевоз М. Ар брют. — Женева ‒ Париж: Skira, Bokking International, 1995. — 228 с.
  • Эко У. Отсутствующая структура. Введение в семиологию. — СПб.: Симпозиум, 2004. — 544 с.
  • Costa D. V., Hergott F. Jean Dubuffet. — Paris: Hazan, 2006. — 160 р.
  • Dubuffet J. L’Art Brut préféré aux arts culturels // Artbrut.ch: collection de l’art brut Lausanne. URL:http://www.artbrut.ch/download/webfiles/5603f0a2f75b599b2e003c233fd823c7.pdf/dubuffet-jean-artbrut-prefere-arts-culturels.pdf (accessed 8 Septembre 2015).
  • Dubuffet J. Positions anticulturelles // Costa D. V., Hergott F. Jean Dubuffet. — Paris: Hazan, 2006. —P. 114‒119.
  • Dubuffet J. Place à l’incivisme // Costa D. V., Hergott F. Jean Dubuffet. — Paris: Hazan, 2006. —P. 103‒106.
  • Dubuffet J. Asphyxiante culture. — Paris: Les Édution de Minuit, 2011. — 124 p.
  • Thévoz M. Jean Dubuffet. — Genève: Skira, 1986. — 282 p.