Для цитирования данной статьи, пожалуйста, используйте эту ссылку: http://dx.doi.org/10.18688/aa166-4-32
Заголовок Реликвии церкви Святого Франциска в Кортоне: между Византией и Западом.
Автор email silvia_leggio@hotmail.it
Сведения об авторе Леджио Сильвия — магистр, аспирант. Римский университет Сапиенца, пло- щадь Альдо Моро, 5, Рим, Италия, 00185.
В рубрике Западноевропейское средневековое искусство DOI10.18688/aa166-4-32
Год 2016 Номер сборника 6 Страницы 317324
Тип статьи Научная статья Индекс УДК 745.03, 745.55, 745.521 Индекс ББК 85.12
Аннотация

Церковь Св. Франциска в Кортоне была построена в 1245 г. одним из очень неоднозначных деятелей начала францисканской эпохи Илией Кортонским (ок. 1180–1253) — вторым генеральным министром ордена младших братьев (1232–1239), сторонником императора Фридриха II, впоследствии отлученным от церкви Григорием IX (1227–1241). В церкви имеется значительное собрание реликвий, которые оказались в этом тосканском городе благодаря его усилиям. Срединих — частица Животворящего креста Господня, хранимая в знаменитой византийской ставротеке из слоновой кости (втор. пол. X в.), которую Илия Кортонский приобрел, вероятно, во время посольства на Восток, а также евангелиарий, сутана святого Франциска и подушечка с его смертного одра. Последняя, по преданию, была преподнесена Илии для недавно возведенной церкви в Кортоне римской знатной дамой Якопой Сеттесоли, которая была близком другом святого Франциска. Эти памятники, столь значимые и в историческом, и в художественном отношении, свидетельствуют о роли Илии как посредника между Виантией и Кортоной и его глубокой связи со святым Франциском. однако они до сих пор оставались вне поля зрения исследователей. Настоящая работа содержит обзор этих малоизвестных реликвий и реликвариев, а также поднимает ряд по сей день неразрешенных вопросов, связанных прежде всего с подушечкой, ее донатором и провенанс.

Ключевые слова
Библиографическая ссылка Леджио С. Реликвии церкви Святого Франциска в Кортоне: между Византией и Западом. // Актуальные проблемы теории и истории искусства: сб. науч. статей. Вып. 6 / Под ред. А. В. Захаровой, С. В. Мальцевой, Е. Ю. Станюкович-Денисовой. – СПб.: НП-Принт, 2016. С. 317–324. ISSN 2312-2129. http://dx.doi.org/10.18688/aa166-4-32
Publication Язык статьи английский
Список цитируемой литературы
  • Allegria S. Il libro del Santo, il Santo del libro: l’Evangelistario di Cortona. Il calendario. L’eredità del padre. Le reliquie di San Francesco a Cortona. Padova, Edizioni Messaggero Publ., 2007, pp. 93–112 (in Italian).
  • Allegria S.; Capelli V. (eds.) Statuto del Comune di Cortona (1325–1380). Firenze, Olshki Publ., 2014. 564 p. (in Italian).
  • Aubert R. Frangipane (Jacqueline). Dictionnaire d’histoire et de géographie ecclésiastiques, vol. 18. Paris, Letouzey et Ané Publ., 1977, pp. 1001–1002 (in French).
  • Avagnina M. E. Piviale con volatili addossati. Nobiles Officinae: perle, filigrane e trame di seta dal Palazzo Reale di Palermo: Catalogue, vol. 1. Catania, Maimone Publ., 2006, pp. 391–393 (in Italian).
  • Barone G. Da Frate Elia agli spirituali. Milano, Biblioteca francescana Publ., 1999. 220 p. (in Italian).
  • Barone G. Elia di Assisi (da Cortona). Federico II: enciclopedia fridericiana, vol. 1. Roma, Istituto dell’Enciclopedia Italiana Publ., 2005, pp. 507–509 (in Italian).
  • Bartoli Langeli A. I libri dei frati. La cultura scritta dell’Ordine dei Minori. Francesco d’Assisi e il primo secolo di storia francescana. Torino, Einaudi Publ., 1997, pp. 283–305 (in Italian).
  • Bauer R. Alba di Guglielmo II. Nobiles Officinae: perle, filigrane e trame di seta dal Palazzo Reale di Palermo: Catalogue, vol. 1. Catania, Maimone Publ., 2006, pp. 55–59 (in Italian).
  • Bauer R. Guanti. Nobiles Officinae: perle, filigrane e trame di seta dal Palazzo Reale di Palermo: Catalogue, vol. 1. Catania, Maimone Publ., 2006, pp. 69–71 (in Italian).
  • Bauer R. Tunicella blu (dalmatica). Nobiles Officinae: perle, filigrane e trame di seta dal Palazzo Reale di Palermo: Catalogue, vol. 1. Catania, Maimone Publ., 2006, pp. 51–53 (in Italian).
  • Caroli E. (ed.) Fonti francescane: scritti e biografie di san Francesco d’Assisi, cronache e altre testimonianze del primo secolo francescano, scritti e biografie di santa Chiara d’Assisi, testi normativi dell’Ordine francescano secolare. Padova, Editrici francescane Publ., 2004. 2365 p. (in Italian).
  • D’Alençon É. Frère Jacqueline. Recherches Historiques sur Jacqueline de Settesoli. L’amie de Saint François.
  • D’Alençon É. Une relique de Saint François. Annales Franciscaines, 1902, vol. 21, pp. 385–387 (in French).
  • Della Cella A. Cortona antica. Cortona, Tipografia Sociale Publ., 1900. 315 p. (in Italian).
  • Devoti D. Il Cuscino Funebre di San Francesco. Tesori dalle chiese di Cortona: Catalogue. Firenze, S. P. E. S. Publ., 1987, pp. 1–8 (in Italian).
  • Docci M. S. Francesco a Cortona: rilievo, analisi storica e nuovi contributi. Opus: quaderno di storia, architettura, restauro, 1995–1996, vol. 4, pp. 135–152 (in Italian).
  • Elia di Cortona tra realtà e mito, Atti dell’incontro di studio. Cortona, 12–13 luglio 2013. Spoleto, Fondazione Centro Italiano di Studi sull’Alto Medioevo Publ., 2014. 250 p. (in Italian).
  • Gaborit-Chopin D. Icon with Lapis Lazuli Crucifixion Medallion. The Treasury of San Marco, Venice: Catalogue. Milano, Olivetti Publ., 1984, pp. 258–268.
  • Garzi G. La patria di Frate Elia: contributo agli studi francescani. Cortona, Alari Publ., 1908. 27 p. (in Italian).
  • Gatta S. Uno sguardo alle fonti. L’eredità del padre. Le reliquie di San Francesco a Cortona. Padova, Edizioni Messaggero Publ., 2007, pp. 29–37 (in Italian).
  • Gibson M. The Liverpool Ivories: Late Antique and Medieval Ivory and Bone Carving in Liverpool Museum and the Walker Art Gallery. London, HMSO Publ., 1994. 121 p.
  • Guzzo C. Aquile, leoni, tessuti e colori: Federico II di Svevia e l’estetica del potere. Federico II: le nozze di Oriente e Occidente. L’età federiciana in terra di Brindisi. Atti del Convegno di studi (Brindisi, Palazzo Granafei-Nervegna, 8–9–14 novembre 2013). Brindisi, Pubblidea Publ., 2014, pp. 27–41 (in Italian).
  • Iammarrone G. La croce in san Francesco e nel primo francescanesimo. La croce: iconografia e interpretazione (secoli I-inizio XVI). Atti del convegno internazionale di studi (Napoli, 6–11 dicembre 1999), vol. 2. Napoli, Elio de Rosa Publ., 2007, pp. 369–402 (in Italian).
  • Inga G. Gli insediamenti mendicanti a Cortona. Storia della città, 1978, vol. 9, pp. 44–55 (in Italian).
  • Klein H. Die Elfenbein-Staurothek von Cortona im Kontext mittelbyzantinischer Kreuzreliquiarproduktion. Spätantike und byzantinische Elfenbeinbildwerke im Diskurs. Wiesbaden, Reichert Publ., 2008, pp. 167–190 (in German).
  • Leggio S. La stauroteca eburnea della chiesa di S. Francesco a Cortona. Arte Medievale, 2014, vol. 4, pp. 3–34 (in Italian).
  • Magionami L. Hoc capitale tenui. Il cuscino di s. Francesco a Cortona e la sua iscrizione. L’eredità del padre. Le reliquie di San Francesco a Cortona. Padova, Edizioni Messaggero Publ., 2007, pp. 121–140 (in Italian).
  • Mancini G. Cortona nel Medio Evo. Firenze, Carnesecchi Publ., 1897. 396 p. (in Italian).
  • Millesoli G. M. Il libro del Santo, il Santo del libro: l’Evangelistario di Cortona. Il testo. L’eredità del padre. Le reliquie di San Francesco a Cortona. Padova, Edizioni Messaggero Publ., 2007, pp. 77–92 (in Italian).
  • Oikonomides N. The Сoncept of ‘Holy War’ and Two Tenth-Century Byzantine Ivories. Peace and War in Byzantium: Essays in Honor of George T. Dennis. Washington, Catholic University of America press Publ., 1995, pp. 62–86.
  • Palei G. Hoc capitale tenui. Il cuscino: tecnica di esecuzione e materiali. L’eredità del padre. Le reliquie di San Francesco a Cortona. Padova, Edizioni Messaggero Publ., 2007, pp. 141–156 (in Italian).
  • Palei G. La tonaca di san Francesco a Cortona. L’eredità del padre. Le reliquie di San Francesco a Cortona. Padova, Edizioni Messaggero Publ., 2007, pp. 169–180 (in Italian).
  • Paolazzi C. I frati minori e i libri: per l’esegesi di “ad implendum eorum officium” (Rnbu III, 7) e “nescientes litteras” (Rnbu III, 9; Rebu X, 7). Archivium Franciscanum Historicum, 2004, vol. 97, pp. 3–59 (in Italian).
  • Pichi S. Splendori del Cinquecento. Arte in terra d’Arezzo. Il Cinquecento. Firenze, Edifir Publ., pp. 217–226 (in Italian).
  • Refice P. Per un Medioevo globale: reliquie in terra d’Arezzo. Arte in terra d’Arezzo. Il Medioevo. Firenze, Edifir Edizioni Publ., 2010, pp. 153–162 (in Italian).
  • Sabatier P. Examen critique des récits concernants la visite de Jacqueline de Settesoli à Saint François. Opuscules de Critique Historique, 1910, vol. 15, pp. 289–331 (in French).
  • Thumser M. Rom und der römische Adel in der späten Stauferzeit. Tübingen, Niemeyer Publ., 1995. 425 p. (in German).
  • Toesca P. Storia dell’arte italiana. Il Medioevo. Torino, Unione tipografico-editrice torinese Publ., 1927. 462 p. (in Italian).
  • Tristano C. Il libro del Santo, il Santo del libro: l’Evangelistario di Cortona. Il libro. L’eredità del padre.Le reliquie di San Francesco a Cortona. Padova, Edizioni Messaggero Publ., 2007, pp. 41–75 (in Italian).
  • Van Dijk S. J. P.; Walker J. H. The Origins of the Modern Roman Liturgy: The Liturgy of the Papal Court and the Franciscan Order in the 13th century. Westminster, Newman Press Publ., 1960. 586 p.
  • Van Dijk S. J. P.; Walker J. H. The Ordinal of the Papal Court from Innocent III to Boniface VIII and Related Documents. Fribourg, The University Press Publ., 1975. 707 p.