Для цитирования данной статьи, пожалуйста, используйте эту ссылку: http://dx.doi.org/10.18688/aa166-4-33
Заголовок Изображение основателя. Новое прочтение истории святого Бенедикта в нижней церкви Сакро Спеко в Субиако.
Автор email roberta.cerone@uniroma1.it
Сведения об авторе Чероне Роберта — Ph. D., исследователь. Римский университет Сапиенца, площадь Альдо Моро, 5, Рим, Италия, 00185.
В рубрике Западноевропейское средневековое искусство DOI10.18688/aa166-4-33
Год 2016 Номер сборника 6 Страницы 325332
Тип статьи Научная статья Индекс УДК 75.052 Индекс ББК 85.14
Аннотация

Фрески нижнего храма Сакро Спеко в Субиако — завершающий этап сложной архи- тектурной истории святилища, которое возникло вокруг пещеры св. Бенедикта Нурсийского, подвизавшегося здесь в начале VI в., и разрасталось со времен папы Иннокентия III (1198–1216) на протяжении XIII столетия. Житийный цикл святого, подписанный Magister Conxolus, до сих пор рассматривался учеными только лишь в отношении стилистических и формальных связей с живописью Рима и Ассизи 1290- х гг. С опорой на существующую историографическую традицию в данной статье предложен анализ выбора и интерпретации сюжетов в одном из первых столь пространных циклов о св. Бенедикте к началу Высокого Средневековья, их иконографии и последовательности расположения относительно Святой лестницы, ведущей в пещеру, а также в широком контексте споров о новых религиозных орденах, начавшихся после Лионского собора (1274). С этой точки зрения представляется необходимым указать на параллели с другими монашескими орденами, в особенности с францисканским, который всего несколькими годами ранее возвеличил своего основателя в знаменитой базилике в Ассизи. Причем сходство с изобразительным циклом верхней церкви Сан Франческо простирается дальше уже отмеченных критиками стилистических перекличек. Устройство в Субиако вскоре после создания фресок в Ассизи также двух церквей и украшение нижней церкви во славу основателя не оставляет сомнения в соревновательности, а возможно, и антагонизме, которые существовали между приверженцами двух способов общинножития — традиционного монастырского и практиковавшегося новыми орденами.

Ключевые слова
Библиографическая ссылка Чероне Р. Изображение основателя. Новое прочтение истории святого Бенедикта в нижней церкви Сакро Спеко в Субиако. // Актуальные проблемы теории и истории искусства: сб. науч. статей. Вып. 6. / Под ред. А.В. Захаровой, С.В. Мальцевой, Е.Ю. Станюкович-Денисовой. – СПб.: НП-Принт, 2016. С. 325–332. ISSN 2312-2129. http://dx.doi.org/10.18688/aa166-4-33
Publication Язык статьи английский
Список цитируемой литературы
  • Ambrose K. The Nave Sculpture of Vézelay: the Art of Monastic Viewing, Toronto, Pontifical Institute of Medieval Studies Publ., 2006, 148 p.
  • Andenna G. Le grandi abbazie dell’Italia settentrionale. Il monachesimo italiano nel secolo della grande crisi. Atti del V Convegno di studi storici sull’Italia benedettina Abbazia di Monte Oliveto Maggiore (Siena), 2–5 settembre 1998. Cesena, Centro storico benedettino italiano Publ., 2004, pp. 223–263 (in Italian).
  • Andrews F. Il secondo Concilio di Lione (1274), gli Agostiniani e gli ordini soppressi. Analecta Augustiniana, 2007, no. 70, pp. 161–185 (in Italian).
  • Blum P. Z. The Saint Benedict Cycle on the Capitals of the Crypt at Saint-Denis. Gesta, 1981, no. 21, pp. 73–87.
  • Branciani L. (ed.) Mirzio da Treviri C. Chronicon sublacense (1628–1630). Subiaco, Tipografia Editrice Santa Scolastica Publ., 2014 (in Italian).
  • Brenk B. Ad vocem Benedetto, Iconografia. Enciclopedia dell’arte medievale, vol. 2. Roma, Treccani Publ., 1992, pp. 361–365 (in Italian).
  • Brenk B. Das Lektionar des Desiderius von Montecassino cod. Vat. Lat. 1202. Ein Meisterwerk italienischer Buchmalerei des 11. jahrhunderts. Zürich, Belser Publ., 1987. 311 p. (in German).
  • Brenk B. Die Benediktszenen in S. Crisogono und Montecassino. Arte medievale, 1984, no. 2, pp. 57–66 (in German).
  • Cadei A. Studi sulla basilica di S. Francesco ad Assisi: architettura (prima parte). Arte medievale, s. II, 1988, no. 2, 1, pp. 79–103 (in Italian).
  • Cadei A. Studi sulla basilica di S. Francesco ad Assisi: architettura (seconda parte). Arte medievale, s. II, 1989, no. 3, 1, pp. 117–136 (in Italian).
  • Cerone R. La regola e il monastero. Arte e architettura in Santa Scolastica a Subiaco (secc. VI–XV). Roma, Campisano editore Publ., 2015. 210 p. (in Italian).
  • Cerone R. Limen Paradisi. Il Sacro Speco a Subiaco: la vicenda artistica alla fine del Medioevo. Roma, Campisano editore Publ. (in press).
  • Cooper D. The Making of Assisi: the Pope, the Franciscans and the Painting of the Basilica. New Haven, Yale University Press Publ., 2013. 296 p.
  • Coppola B. Gli affreschi di S. Magno a Fondi. Bollettino della Unione Storia e Arte, s. III, 2013, pp. 149– 158 (in Italian).
  • Cristiani Testi M. L. Gli affreschi del Sacro Speco. I Monasteri benedettini di Subiaco. Cinisello Balsamo, Pizzi Publ., 1982, pp. 95–202 (in Italian).
  • De Prosperis A. Innocenzo III e i monasteri di Subiaco. Latium, 2008, no. 25, pp. 3–30 (in Italian).
  • Dubler E. Das Bild des heiligen Benedikt bis zum Ausgang des Mittelalters. St. Ottilien, Eos Verl. Publ., 1953, 187 p. (in German).
  • Duchesne L. (ed.) Liber pontificalis. Texte, introduction et commentaire, vol. 1. Paris, De Boccard Publ., 1955 (in Latin and French).
  • Egidi P. Notizie storiche dell’abbazia durante il Medioevo. I monasteri di Subiaco, 2 vols. Roma, Ministero della Pubblica Istruzione Publ., 1904, vol. 1, pp. 45–184 (in Italian).
  • Frugoni C. Francesco e l’invenzione delle stimmate. Una storia per immagine e parole fino a Giotto e Bonaventura. Torino, Giulio Einaudi Publ., 1993. 431 p. (in Italian).
  • Frugoni C. Quale Francesco? Il messaggio nascosto negli affreschi della Basilica superiore ad Assisi. Torino, Giulio Einaudi Publ., 2015. 608 p. (in Italian).
  • Frugoni A. Subiaco francescana. Bullettino dell’Istituto storico italiano per il Medio Evo e Archivio muratoriano, 1953, no. 65, pp. 107–119 (in Italian).
  • Giovannoni G. L’architettura dei monasteri sublacensi. I monasteri di Subiaco, 2 vols. Roma, Ministero della Pubblica Istruzione Publ., 1904, vol. 1, pp. 263–402 (in Italian).
  • Huber M. Die Vita illustrata Sancti Benedicti in Handschriften und Kupferstichen. Studien und Mitteilungen zur Geschichte des Benediktinerordens, 1930, no. 49, pp. 433–440 (in German).
  • Lawrence C. H. The Friars: The Impact of the Mendicant Orders on Medieval Society. London — New York, Longman Publ., 1994. 245 p.
  • Matthiae G. Pittura romana del Medioevo, Secoli VI–X. Roma, Palombi Publ., 1987. 310 p. (in Italian).
  • Matthiae G. Pittura romana del Medioevo, Secoli XI–XIV. Roma, Palombi Publ., 1988. 387 p. (in Italian).
  • Migne J.-P. (ed.) Gregorii Magni vita sancti Benedicti ex libro II Dialogorum. Patrologia Latina, vol. 3.coll. 125–204 (in Latin).
  • Morghen R. I primi monasteri sublacensi. Bullettino dell’Istituto storico italiano, 1927, no. 14, pp. 259–268 (in Italian).
  • Pace V. Pittura del Duecento e del Trecento a Roma e nel Lazio. La pittura in Italia, Il Duecento e il Trecento, vol. 2. Milano, Electa Publ., 1986, pp. 423–442 (in Italian).
  • Panarelli F. Le grandi abbazie dell’Italia meridionale nel tardo Medioevo. Il monachesimo italiano nel secolo della grande crisi. Atti del V Convegno di studi storici sull’Italia benedettina Abbazia di Monte Oliveto Maggiore (Siena), 2–5 settembre 1998. Cesena, Centro storico benedettino italiano Publ., 2004, pp. 265–289 (in Italian).
  • Pani Ermini L. Subiaco all’epoca di S. Benedetto. Note di topografia, Benedictina, 1981, no. 28, pp. 69–80 (in Italian).
  • Penco G. Crisi e segni di rinascita monastica nel Trecento. Il monachesimo italiano nel secolo della grande crisi. Atti del V Convegno di studi storici sull’Italia benedettina Abbazia di Monte Oliveto Maggiore (Siena), 2–5 settembre 1998. Cesena, Centro storico benedettino italiano Publ., 2004, pp. 1–21 (in Italian).
  • Penco G. Storia del monachesimo in Italia: dalle origini alla fine del Medioevo. Milano, Jaca book Publ., 1985. 538 p. (in Italian).
  • Righetti Tosti-Croce M. Il Sacro Speco di Subiaco e l’architettura dei Crociati in Terra Santa. Il Medio Oriente e l’Occidente nell’arte del XIII secolo. International Congress of the History of Art, 24, Bologna 10–18 settembre 1979. Bologna, Clueb Publ., 1982, pp. 129–135 (in Italian).
  • Righetti Tosti-Croce M. L’architettura del Sacro Speco. I monasteri benedettini di Subiaco. Cinisello Balsamo, Pizzi Publ., 1982, pp. 75–94 (in Italian).
  • Romano S. Eclissi di Roma. Pittura murale a Roma e nel Lazio da Bonifacio VIII a Martino V (1295– 1431). Roma, Argos Publ., 1992. 520 p. (in Italian).
  • Salvi G. Documenti sul pittore Consolo. Bollettino d’arte, s. IV, 1960, no. 45, pp. 366–367 (in Italian).
  • Speciale L. Il ciclo benedettino del Lezionario Vat. Lat. 1202 e i suoi modelli. Medioevo: i modelli. Conference proceedings. Parma, 1999. Parma, Electa Publ., 2002, pp. 673–681 (in Italian).
  • Steppe J. K. Saint Benoît dans les arts plastiques. Saint Benoît père de l’Occident. Antwerpen, Fonds Mercator Publ., 1980, pp. 53–144 (in French).
  • Tanton K. Inscribing Spiritual Authority: The Temptation of St. Benedict Capital in the Narthex at Vézelay. Viator, 2013, no. 44, 3, pp. 125–155.
  • Verdier Ph. La vie et les miracles de saint Benoît dans les sculptures de Saint-Benoît-sur-Loire. Mélanges de l’Ecole française de Rome. Moyen-Age, Temps modernes, 1977, no. 89, 1, pp. 117–187 (in French).