Для цитирования данной статьи, пожалуйста, используйте эту ссылку: http://dx.doi.org/10.18688/aa166-4-31
Заголовок “Renouveau Paléochrétien” на периферии Святого Престола: два памятника из Асколи Пичено.
Автор email marco.dattanasio@gmail.com
Сведения об авторе Д’Аттаназио Марко — Ph. D., ассистент. Университет имени Габриэле Д’Аннунцио, ул. Вестини, 31, Киети, Италия, 66100.
В рубрике Западноевропейское средневековое искусство DOI10.18688/aa166-4-31
Год 2016 Номер сборника 6 Страницы 309316
Тип статьи Научная статья Индекс УДК 7.033.4(450) Индекс ББК 85.143(3)
Аннотация

Папа Лев Великий (440–461) выступил заказчиком фресок римских базилик Св. Петра и Св. Павла за городскими стенами — новозаветного и ветхозаветного циклов на стенах нефа и фигур пророков в клеристории. В последующие столетия к этим образцам нередко обращались, особенно в XII–XIII вв., во время григорианской реформы. Эти сюжеты повторялись во многих церквях в Риме и на зависимых от него территориях, причем обращение к живописным образцам раннехристианского времени стало особым символическим актом, свидетельствовавшим о культурной и политической принадлежности Святому Престолу (явление, получившее название Renouveau Paléochrétien). На востоке Патримониума св. Петра находилась Анконская марка — регион, где папы и императоры соперничали за власть со времени передачи его Карлом Великим папе Адриану I. Одним из важнейших городов Анконской марки был Асколи Пичено, где до наших дней дошли лишь несколько фресок, относящихся ко второй половине XII в.: фрагментарно сохранившийся но- возаветный цикл в церкви Сант-Иларио и изображения пророков в церкви Сант-Анджело-Маньо. Оба повторяют иконографию римских циклов эпохи папы Льва Великого и воспроизводят их формальные черты. Живописная рама, обрамляющая эпизоды Страстей Христовых, — это скромное повторение рамы из стука в базилике Св. Павла и, возможно, в базилике Св. Петра, в то время как пророки из церкви Сант-Анджело-Маньо стилистически сходны со старцами Апокалипсиса, изображенными в пресбитерии римской церкви Сан-Джованни-а-Порта-Латина.Таким образом, в обоих живописных циклах можно распознать проявления Renouveau Paléochrétien — одного из способов, какими Рим мог демонстрировать свою власть на периферийных территориях.

Ключевые слова
Библиографическая ссылка Д’Аттаназио М. “Renouveau Paléochrétien” на периферии Святого Престола: два памятника из Асколи Пичено. // Актуальные проблемы теории и истории искусства: сб. науч. статей. Вып. 6. / Под ред. А.В. Захаровой, С.В. Мальцевой, Е.Ю. Станюкович-Денисовой. – СПб.: НП-Принт, 2016. С. 309–316. ISSN 2312-2129. http://dx.doi.org/10.18688/aa166-4-31
Publication Язык статьи английский
Список цитируемой литературы
  • Bonfioli M. Nelle Marche, ispirazione e modelli. Due casi da considerare. Medioevo: i modelli, Atti del Convegno internazionale di studi: Parma, 27 settembre – 1 ottobre 1999. Milano, Electa Publ., 2002, pp. 156–166 (in Italian).
  • Cameli M. In volubili Marchia. Ascoli e la sua Chiesa tra papato e impero (secoli XI–XIII). Ascoli Piceno, Capponi Editore Publ., 2012. 450 p. (in Italian).
  • Cappelli F. Gli affreschi del sottotetto della chiesa di S. Angelo Magno di Ascoli Piceno: analisi, ambientazione e inquadramento storico-culturale. “Guardate con i vostri occhi...” Saggi di storia dell’arte nelle Marche. Ascoli Piceno, Lamusa Publ., 2002, pp. 13–48 (in Italian).
  • Cappelli F. Le chiese I. Guida alle chiese romaniche di Ascoli Piceno, città di travertino. Ascoli Piceno, D’Auria Publ., 2006, pp. 27–120 (in Italian).
  • Dalle Carbonare M. Le Marche dai Longobardi ai Carolingi. Ascoli e le Marche tra Tardoantico e Altomedioevo. Atti del Convegno di Studi: Ascoli Piceno 5–7 dicembre 2002. Spoleto, Centro italiano di studi sull’Alto Medioevo Publ., 2014, pp. 201–228 (in Italian).
  • Della Valle M. Spoleto. Chiesa di Sant’Ansano, cripta dei Santi Isacco e Marziale. Corpus della pittura monumentale bizantina in Italia, vol. 1, Umbria. Roma, Edizioni Quasar Publ., 2012, pp. 87–97 (in Italian).
  • Dos Santos F. Gli affreschi staccati dalla navata e dall’arco trionfale di Santa Croce in Gerusalemme. Riforma e tradizione 1050–1198. Milano, Jaca Book Publ., 2006, pp. 327–334 (in Italian).
  • Fabiani G. Ascoli nel Quattrocento, vol. 2, Artisti monumenti e opere d’arte. Ascoli Piceno, Società Tipo- litografica Publ., 1968. 321 p. (in Italian)
  • Ferriani D. Gli affreschi di S. Angelo Magno. Il romanico ad Ascoli Piceno. Acquaviva, Fast Edit Publ., 2007, pp. 63–64 (in Italian).
  • Franchi A. Ascoli Imperiale. Da Carlo Magno a Federico II (800–1250). Ascoli Piceno, D’Auria Publ., 1995. 308 p. (in Italian).
  • Franchi A. (ed.) Ascoli Pontificia, vol. 1 (dal 342 al 1241). Ascoli Piceno, Istituto superiore di studi medievali Cecco d’Ascoli Publ., 1996. 162 p. (in Italian).
  • Fratini C. Pitture fra Umbria e Marche: primi passi per una storia comparata. Il Maestro di Campodonico. Rapporti artistici fra Umbria e Marche nel Trecento. Fabriano, Cassa di Risparmio di Fabriano e Cupramontana Publ., 1998, pp. 12–43 (in Italian).
  • Garber J. Wirkungen der frühchristlichen Gemäldezyklen der alten Peters- und Pauls-Basiliken in Rom. Berlin, Bard Publ., 1918. 85 p. (in German).
  • Gasparri S. Il ducato longobardo di Spoleto. Istituzioni, poteri, gruppi dominanti. Atti del IX Congresso internazionale di studi sull’alto medioevo: Spoleto, 27 settembre – 2 ottobre 1982. Spoleto, Centro italiano di studi sull’Alto Medioevo Publ., 1983. pp. 77–122 (in Italian).
  • Grelli M. E. Il monastero di Sant’Angelo Magno di Ascoli Piceno (secc. X–XIII). Il monachesimo nelle Marche, Atti del XLII convegno di Studi Maceratesi: Abbadia di Fiastra, 18–19 novembre 2006. Macerata, Centro di studi storici maceratesi Publ., 2008, pp. 351–410 (in Italian).
  • Grimaldi G. Descrizione della Basilica antica di San Pietro in Vaticano. Codice Barberini Latino 2733. Città del Vaticano, Bibl. Apostolica Vaticana Publ., 1972. 563 p. (in Italian).
  • Kessler H. L. “Caput et speculum omnium ecclesiarum”: Old St. Peter’s and Church Decoration in Medieval Latium. Italian Church Decoration of the Middle Ages and Early Renaissance. Functions, Forms and Regional Traditions, Ten Contributions to a colloquium Held at the Villa Spelman, Florence, 1987. Bologna, Nuova Alfa Publ., 1989, pp. 109–146.
  • Kessler H. L. Il ciclo di San Pietro in Valle: fonti e significato. Gli affreschi di San Pietro in Valle a Ferentil- lo. Le storie dell’Antico e del Nuovo Testamento. Napoli, Electa Napoli Publ., 2003, pp. 77–116 (in Italian).
  • Kessler H. L. L’antica basilica di San Pietro come fonte di ispirazione per la decorazione delle chiese medievali. Fragmenta picta. Affreschi e mosaici del Medioevo romano, Catalogo della mostra, Roma, 1989–1990. Roma, Argos Publ., 1989, pp. 45–64 (in Italian).
  • Kessler H. L. Old St. Peter’s as the Source and Inspiration of Medieval Church Decoration. Studies in Pictorial Narrative. London, Pindar Press Publ., 1994, pp. 452–477.
  • Kitzinger E. The Gregorian Reform and the Visual Arts: A Problem of Method. Transactions of the Royal Historical Society, 1972, vol. XXII, pp. 87–102.
  • Manacorda S. Marche. Pittura. Enciclopedia dell’Arte medievale, vol. 8. Roma, Istituto della Enciclopedia italiana Publ., 1997, pp. 193–199. (in Italian).
  • Marchi A. Pittura medioevale nell’Ascolano e nel Fermano. Beni Artistici. Pittura e scultura. Cinisello Balsamo, Silvana Editoriale Publ., 2003, pp. 13–33 (in Italian).
  • Mariotti C. Il monastero e la chiesa di Sant’Angelo in Ascoli Piceno. Ascoli Piceno, Giuseppe Cesare Publ.,1920. 54 p. (in Italian).
  • Pierucci C.; Polverari A. (eds.) Carte di Fonte Avellana (975–1139), vol. 1. Roma, Edizioni di storia e letteratura Publ., 1972. 494 p. (in Italian).
  • Pierucci C.; Polverari A. (eds.) Carte di Fonte Avellana (1140–1202 ), vol. 2. Roma, Edizioni di storia e letteratura Publ., 1977. 464 p. (in Italian).
  • Pinto G. Ascoli nel contesto politico della Marca fra XII e XIII secolo. La Marca d’Ancona fra XII e XIII secolo. Le dinamiche del potere. Atti del Convegno VIII Centenario della “Pace di Polverigi” (1202– 2002): Polverigi, 18–19 ottobre 2002. Ancona, Deputazione di Storia Patria delle Marche Publ., 2004, pp. 457–473 (in Italian).
  • Romano S. I pittori romani e la tradizione. Arte e iconografia a Roma. Da Costantino a Cola di Rienzo, Milano, Jaca Book Publ., 2000. pp. 133–173 (in Italian).
  • Romano S. La chiesa trionfante (1100–1143 ca.). Riforma e tradizione 1050–1198. Milano, Jaca Book Publ., 2006. pp. 163–182 (in Italian).
  • Romano S. La pittura medievale nelle Marche. La pittura in Italia, vol. 1, L’Altomedioevo. Milano, Electa Publ., 1994, pp. 197–205 (in Italian).
  • Salvi A. Iscrizioni medievali di Ascoli. Ascoli Piceno, Istituto superiore di studi medievali Cecco d’Ascoli Publ., 1999. 317 p. (in Italian).
  • Simi Varanelli E. All’origine dell’arte del Duecento italiano: pittura e miniatura al tempo degli ultimi sovrani svevi. Il caso esemplare dei cicli pittorici delle chiese ascolane. Federico II e le Marche, Atti del Convegno di studi: Jesi, 2–4 dicembre 1994. Roma, De Luca Publ., 2000, pp. 325-385 (in Italian).
  • Toubert H. Le renouveau paléochrétien a Rome au début du XIIe siècle. Cahiers archéologiques. Fin de l’Antiquité et Moyen Age, 1970, pp. 99–154 (in French).
  • Tronzo W. I grandi cicli pittorici romani e la loro influenza. La pittura in Italia, vol. 1, L’Altomedioevo. Milano, Electa Publ., 1994, pp. 355–363 (in Italian).
  • Viscontini M. I cicli vetero e neo testamentari della navata di San Pietro in Vaticano. L’orizzonte tardoan- tico e le nuove immagini 312–468. Milano, Jaca Book Publ., 2006, pp. 411–415 (in Italian).
  • Viscontini M. I dipinti della navata, 1. Il ciclo vetero testamentario della parete sud e le storie apostoliche della parete nord. L’orizzonte tardoantico e le nuove immagini 312–468. Milano, Jaca Book Publ., 2006, pp. 372–378 (in Italian).
  • Viscontini M. La decorazione pittorica delle navate e del coro di San Giovanni a Porta Latina. Riforma e tradizione 1050–1198. Milano, Jaca Book Publ., 2006, pp. 79–87 (in Italian).
  • Waetzoldt S. Die Kopien des 17. Jahrhundert nach Mosaiken und Wandemalereien in Rom. Wien, Schroll Publ., 1964. 85 p. (in German).
  • Waley D. The Papal State in the Thirteenth Century. London, McMillan Publ., 1961. 355 p.