Для цитирования данной статьи, пожалуйста, используйте эту ссылку: http://dx.doi.org/10.18688/aa166-4-30
Заголовок От раннего монашества к позднему аскетизму в центральной Италии VI–XI веков: аскетический образ жизни и фрески пещер долины Суппентония в Северном Лацио.
Автор email elisabetta.scungio@uniroma1.it
Сведения об авторе Скунджио Элизабета — Ph. D., ассистент. Римский университет Сапиенца, площадь Альдо Моро 5, Рим, Италия, 00185.
В рубрике Западноевропейское средневековое искусство DOI10.18688/aa166-4-30
Год 2016 Номер сборника 6 Страницы 300308
Тип статьи Научная статья Индекс УДК 75.052 Индекс ББК 85.14
Аннотация

Статья посвящена проблеме заселения монахами пещер в долине Суппентония в Северном Лацио (центральная Италия, в 50 км от Рима). Источники свидетельствуют, что отшельники появились здесь по крайней мере с VI в., облюбовав это место, изолированное положение и чудесная природа которого делают его столь подходящим для мистического самоуглубления. До сих пор в склонах скал можно видеть маленькие высеченные в местной вулканической породе пещеры, где анахореты — в том числе святой Анастасий и святой Нонн, на которых ссылается в своих «Беседах» Григорий Великий, — вели уединенную жизнь. Можно с большой долей вероятности утверждать, что отшельники участвовали в совместных богослужениях и молитвах, как это было в сиро-палестинских монастырях (лаврах). об этом говорит наличие большого разделенного на три помещения грота, снабженного литургическими предметами и фресками. По всей видимости, это пещерная церковь. она была названа «грот святого Леонарда» по найденной там вотивной створке, на которой изображен святой. Алтарь в гроте — с нишей для мощей в основании и закрытый с востока апсидой — может быть отнесен к VI в. Эта ранняя датировка заставляет связывать появление церкви с вторжением в область лангобардов. Местная легенда, которая, впрочем, не подтверждена историческими источниками, сообщает, что здесь в начале VII в. состоялась встреча папы Григория Великого и королевы Теодолинды — жены короля Агилульфа, — целью которой была остановка оттока местного населения в Рим (завоеватели лангобарды исповедовали арианство). Несмотря на это, сохранившиеся фрагменты фресок на стенах позволяют с уверенностью утверждать, что церковь продолжала использоваться в течение длительного времени. Фрески могут быть датированы XI в., и, вероятно, их создание обусловлено подъемом аскетического движения в Европе в это время. Возможно, их написали поселившиеся там отшельники. Более того, службы, несомненно, совершались в церкви и в XIV в. — об этом свидетельствует фреска, на которой представлен святой Леонард и которая может быть отнесена к этому времени на основании колористического решения и стиля.

Ключевые слова
Библиографическая ссылка Скунджио Э. От раннего монашества к позднему аскетизму в центральной Италии VI–XI веков: аскетический образ жизни и фрески пещер долины Суппентония в Северном Лацио. // Актуальные проблемы теории и истории искусства: сб. науч. статей. Вып. 6. / Под ред. А.В. Захаровой, С.В. Мальцевой, Е.Ю. Станюкович-Денисовой. – СПб.: НП-Принт, 2016. С. 300–308. ISSN 2312-2129. http://dx.doi.org/10.18688/aa166-4-30
Publication Язык статьи английский
Список цитируемой литературы
  • Antonazzi D. Castel S. Elia. Viterbo, Carivit Publ., 1996. 142 p. (in Italian).
  • Barone G. L’incontro tra S. Gregorio Magno e la regina Teodolinda, storia e leggenda. Monachesimo pre-benedettino nella valle Suppentonia: Proceedings of the Conference. Nepi, Antiquaviva Publ., 1999,pp. 26–31 (in Italian).
  • Cati V. Castel Sant’Elia. Natura, storia, arte, religione. Castel Sant’Elia, Comune di Castel Sant’Elia Publ.,1996. 134 p. (in Italian).
  • Cecconi D. Basilica di S. Elia presso Nepi. Cenni storici. Foligno, Stabilimento tipografico F. Salvati Publ., 1890. 23 p. (in Italian).
  • Cignitti B. Leonardo. Bibliotheca Sanctorum, vol 6. Rome, Città Nuova Publ., 1966, pp. 1198–1204 (in Italian).
  • Colafranceschi C. Leonardo: iconografia. Bibliotheca Sanctorum, vol 6. Rome, Città Nuova Publ., 1966, pp. 1204–1208 (in Italian).
  • Degli Effetti A. De’ borghi di Roma e luoghi convicini al Soratte con la vita di S. Nonnoso abbate e Tevere navigabile. Rome, Nicolò Angelo Tinassi Publ., 1675. 237 p. (in Italian).
  • Dos Santos F. La decorazione pittorica in una nicchia di Sant’Ermete. Riforma e tradizione 1050–1198. Milan, Jaca Book Publ., 2006, pp. 97–101 (in Italian).
  • Emminghaus J. H. Altare. Enciclopedia dell’Arte Medievale, vol 1. Rome, Treccani Publ., 1991, pp. 436–442 (in Italian).
  • Girolami V. Inquadramento territoriale: cenni sull’intervento di consolidamento del costone tufaceo.L’insediamento eremitico ipogeo di S. Leonardo a Castel Sant’Elia. Nepi, Nepigraf Publ., 2013, pp. 26–31 (in Italian).
  • Grisar H. Le tombe apostoliche di Roma. Studi di archeologia e di storia. Studi e documenti di storia e diritto, 1892, vol. 13, pp. 321–373 (in Italian).
  • Hjort O. The First Portrait of St. Benedict? Another Look at the Frescoes of Sant’Ermete in Rome and the Development of a 12th Century Facial Type. Hafnia, 1981, vol. 8, pp. 72–82.
  • Lapponi M. Il monachesimo pre-benedettino e gli insediamenti monastici nella valle Suppentonia. Monachesimo pre-benedettino nella valle Suppentonia: Proceedings of the conference. Nepi, Antiquaviva Publ., 1999, pp. 10–15 (in Italian)
  • Lawrence C. H. Il monachesimo medievale. Forme di vita religiosa in Occidente. Cinisello Balsamo, San Paolo Publ., 1993. 403 p. (in Italian).
  • Lezzani A. La grotta di San Leonardo. Rome, Secreta Publ., 1902. 33 p. (in Italian).
  • Matthiae G.; Gandolfo F. Pittura romana del Medioevo: secoli XI–XIV. Rome, Palombi Publ., 1988. 387 p. (in Italian).
  • Nardini N. La cattedra vescovale di San Tolomeo in Nepi, la pentapoli nepesina et il vero sito degli antichi Veienti, Falisici e Capenati: discorso apologetico. Rome, Angelo Bernabò Publ., 1677. 139 p. (in Italian).
  • Nauclerus J. von. Chronica. Cologne, Gervinus Calenius and Joannes Quentel’s heirs Publ., 1579. 1122 p. (in Latin).
  • Osborne J. The Roman Catacombs in the Middle Ages. Papers of the British School at Rome, 1985, vol. 53, pp. 278–328.
  • Paolucci C. M. Gli affreschi della grotta di San Leonardo: descrizione e commento storico critico.L’insediamento eremitico ipogeo di S. Leonardo a Castel Sant’Elia. Nepi, Nepigraf Publ., 2013, pp. 51–59 (in Italian).
  • Paolucci C. M. Pittura rupestre a Castel Sant’Elia nell’eremo di S. Leonardo nei secoli VI–VII. Bollettino Telematico dell’Arte, 2003, no. 319. Available at: http://www.bta.it/txt/a0/03/bta00319.html (accessed July 2013).Paolucci C. M. Pittura rupestre nell’eremo di S. Leonardo a Castel Sant’Elia. Monachesimo pre-benedettino nella valle Suppentonia: Proceedings of the Conference. Nepi, Antiquaviva Publ., 1999, pp. 14–24 (in Italian).
  • Penco G. Il monachesimo. Milano, A. Mondadori Publ., 2000. 308 p. (in Italian).
  • Penteriani Iacoangeli M. P.; Penteriani U. Nepi e il suo territorio nell’Alto Medioevo: il monachesimo nella Valle Suppentonia (476–1131). Rome, Il calamo Publ., 1999. 180 p. (in Italian).
  • Piazza S. Pittura rupestre medievale: Lazio e Campania settentrionale (secoli VI–XIII). Rome, Ecole française de Rome Publ., 2006. 308 p. (in Italian).
  • Picasso G. Il monachesimo occidentale dalle origini al secolo XI. Dall’eremo al cenobio: la civiltà monastica in Italia dalle origini all’età di Dante. Milano, Libri Schweiller Publ., 1987, pp. 3–63 (in Italian).
  • Ranghiasci Brancaleoni G. Memorie o siano relazioni istoriche sull’origine nome fasti e progressi dell’antichissima città di Nepi già territorio falisco e capitale della Pentapoli di Toscana con un succinto ragguaglio in fine di antiche città delle quali si fa cenno nel corso dell’opera divisa in tre distribuzioni. Todi, Raffaello Scalabrini Publ., 1845. 318 p. (in Italian).
  • Raspi Serra J. Insediamenti rupestri religiosi nella Tuscia. Mélanges de l’Ecole Française de Rome. Antiquité, 1976, vol. 88, pp. 27–156 (in Italian).
  • Rohault de Fleury Ch. La messe: études archéologiques sur ses monuments, vol 1. Paris, Morel Publ., 1883. 240 p. (in French).
  • Romano S. Gli affreschi di S. Urbano alla Caffarella: qualche elemento di discussione. Arte medievale, 2012, s. 4, vol. 2, pp. 77–94 (in Italian).
  • Serra R. Il santuario di Santa Maria ad rupes. Rome, Quaracchi Publ., 1899. 283 p. (in Italian).
  • Stendardi A. (ed.) Dialogi libri quattuor Gregorii Magni: Dialoghi. Opere di Gregorio Magno, vol. 4. Rome, Città Nuova Publ., 2000. 495 p. (in Latin and Italian).
  • Zanella A. (ed.) Historia Longobardorum Pauli Diaconi: Storia dei Longobardi. Milano, BUR Publ., 2007.566 p. (in Latin and Italian).
  • Zuccaro R. Gli affreschi nella Grotta di San Michele ad Olevano sul Tusciano. Rome, De Luca Publ., 1977. 318 p. (in Italian).