Для цитирования данной статьи, пожалуйста, используйте эту ссылку: http://dx.doi.org/10.18688/aa166-6-50
Заголовок Андреа Палладио и генезис ротонды в партикулярном строительстве французского классицизма.
Автор email y-klim@yandex.ru
Сведения об авторе Клименко Юлия Гаврииловна — кандидат архитектуры, доцент. Московский архитектурный институт (Государственная академия) (МАРХИ), ул. Рождественка, д. 11/4, корп. 1, стр. 4, Москва, Российская Федерация, 107031.
В рубрике Искусство Нового времени DOI10.18688/aa166-6-50
Год 2016 Номер сборника 6 Страницы 474483
Тип статьи Научная статья Индекс УДК 72.035 Индекс ББК 85.11
Аннотация

Статья посвящена проблемам инфильтрации архитектурных идей итальянского Ренессанса в строительную практику французского классицизма. Рассматривается феномен ро- тонды в жилой европейской архитектуре Нового времени. Прослежен путь эволюции от pièce à italienne до sale à la française, характеризующий эволюцию ротондального парадного пространства в партикулярном строительстве XVII–XVIII вв. Заимствованная из итальянской храмовой архитектуры, тема купольной ротонды прочно завоевала место в объемно-пространственной композиции жилых построек во Франции эпохи классицизма и неоклассицизма: от обширных дворцовых резиденций и городских отелей до павильонов, скромных по габаритам. При всем многообразии и вариативности этой формы французская архитектурная школа успешно разработала ее кон- структивное, инженерное и декоративное оформление благодаря высокому искусству стереото- мической белокаменной кладки. Это подтверждается многочисленными конкретными примерами, приведенными в статье. Попытка обращения к творческому наследию архитекторов разного уровня, охватывающему хронологический диапазон в два столетия, убеждает в верности сделанных предположений. Приведены комментарии французских архитекторов, поясняющих особенности рецепции идей итальянских мастеров во французском строительном искусстве. К исследованию были привлечены как реализованные, так и нереализованные проекты; как сохранившиеся, так и утраченные постройки; как образцовые предложения, так и учебные проекты, премированные в парижских образовательных центрах: Королевской академии архитектуры и Школе мостов и дорог. Триумф архитектурного модуля, состоящего из купольной ротонды с двухсветным парадным залом (круглым или овальным в плане), способствовал впоследствии его широкому распространению в мировой архитектуре в соответствии с особенностями и условиями местных строительных традиций.

Ключевые слова
Библиографическая ссылка Клименко Ю. Г. Андреа Палладио и генезис ротонды в партикулярном строительстве французского классицизма. // Актуальные проблемы теории и истории искусства: сб. науч. статей. Вып. 6. / Под ред. А.В. Захаровой, С.В. Мальцевой, Е.Ю. Станюкович-Денисовой. – СПб.: НП-Принт, 2016. С. 474–483. ISSN 2312-2129. http://dx.doi.org/10.18688/aa166-6-50
Publication Язык статьи русский
Список цитируемой литературы
  • Жестаз Б. Архитектура Ренессанса. от Брунеллески до Палладио / Пер. с франц. Е. Шукшиной. — М.: АСТ, 2001. — 160 с.
  • Клименко Ю. Г. Архитекторы Москвы. И. Э. Грабарь. — М.: Прогресс-Традиция, 2015. — 376 с.
  • Клименко Ю. Г. Генезис ротонды в партикулярном строительстве французского неоклассицизма. часть I. Теоретический анализ // Academia. Архитектура и строительство Российской академии архитектуры и строительных наук. — 2014. — No 1. — С. 18–26. часть II. Анализ архитектурной практики // Academia. Архитектура и строительство Российской академии архитектуры и строительных наук. — 2014. — No 2. — С. 12–20.
  • Клименко Ю. Г. Дом И. И. Юшкова в генезисе московских классицистических домов с угловой ротондой // Архитектурное наследство. — 2014. — No 60. — С. 169–185.
  • Клименко Ю. Г. от античных мавзолеев к ротондальным постройкам эпохи классицизма. Ге- незис формы и конструкции // Актуальные проблемы теории и истории искусства. — 2015. — Вып. 5. — С. 530–539.
  • Клименко Ю. Г. от парижского «партикулярного отеля» к московской усадьбе. Тема ротонды в архитектуре классицизма // Научно-аналитический журнал «Дом Бурганова. Пространство культуры». — 2013. — No 4. — М.: Наука. — С. 60–72.
  • Швидковский Д. О. Дом, откуда правят миром // от мегалита до мегаполиса. — М.: Архитектура- С, 2009. — С. 202–208.
  • Швидковский Д. О. Классицизм XVII века: Дом, которому позавидовал король // от мегалита до мегаполиса. — М.: Архитектура-С, 2009. — С. 62–69.
  • Blondel J.-F. De la distribution de maison de plaisance et de la décoration des édifices en general. — Paris: C.-A. Jombert, 1737–1738. — 2 vols. — 403 р., 449 р.
  • Cabestan J.-F. La conquête du plain-pied. L’immeuble à Paris au XVIIIe siècle. — Paris: Picard, 2004. — 312 p.
  • Carrangeot D. Les artistes et leurs résidences dans l’espace urbain. Mantoue, capitale des Gonzague mi XVe – mi XVIe siècle // Histoire urbaine. Les artistes et leurs résidences dans l’espace urbain Mantoue, capitale des Gonzague mi XVe – mi XVIe siècle. — 2009/3. — Νο. 26. — P. 21–42.
  • Diderot D., d’Alembert J. le R. Encyclopédie ou dictionnaire raisonné des science, des arts et des métirers. — Neuchâtel: Chez Samuel Faulche & companie, 1765. — T. 8. — 935 p.
  • Gady A. Jules Hardouin-Mansart — 1646–1708. — Paris: Éditions de la Maison des sciences de l’homme,‎ 2010. — 612 p.
  • Gady A. Les Hôtels particuliers de Paris, du Moyen Âge à la Belle Époque. — Paris: Éditions Parigramme, 2008. — 327 p.
  • Hautecœur L. Mystique et architecture. Symbolisme du cercle et de la coupole. — Paris: Picard, 1954. — 320 p.
  • Jousse M. Le secret d’architecture, decouvrant fidelement les traits géométriques, couppes & dérobemens necessaires dans les Bastiments [...]. — La Flèche: G. Griveau, 1642. — 220 p.
  • Mignot Cl. Palladio et l’architecture française du XVIIe siècle, une admiration critique // Annali di architettura. — 2000. — Νο. 12. — S. 107–115.
  • Pérouse de Montclos J.-M. Guide du patrimoine. Île-de-France. — Paris: Hachette, 1992. — 768 р.
  • Pérouse de Montclos J.-M. Histoire de l’architecture française, tome II. De la Renaissance à la Révolution. — Paris: Mengès, 1989. — 516 p.
  • Pérouse de Montclos J.-M. L’Architecture à la française, du milieu du XVe à la fin du XVIIIe siècle. — Paris: Picard, 1982 (réimpr. 2013). — 352 p.
  • Pérouse de Montclos J.-M. Les Prix de Rome. — Paris: École nationale supérieure des beaux-arts, 1984. — 260 р.
  • Précis des leçons d’architecture données à l’École polytechnique, par J. N. L. Durand, architecte et professeur d’architecture. — Paris, 1805. — 254 р.
  • Valadier G. Raccolta di diverse invenzioni di n°24 fabbriche contenenti chiese, ospedali, palazzi, casini di campagna ed altre / Incise a bulino in n°24 tavole con le loro respettive piante, e spaccati. — Roma: Presso Agapito Franzetti, [s. d.]. — 24 р.