Для цитирования данной статьи, пожалуйста, используйте эту ссылку: http://dx.doi.org/10.18688/aa166-9-73
Заголовок Мастерские под руководством А. В. Лентулова. К вопросу о традициях «Московской школы живописи» в 1920–1930-е годы.
Автор email mango23.05@gmail.com
Сведения об авторе Макарова Мария Александровна — аспирант. Московский государственный университет имени М. В. Ломоносова, Ленинские горы, д. 1, Москва, Российская Федерация, 119991.
В рубрике Русское искусство XX–XXI веков DOI10.18688/aa166-9-73
Год 2016 Номер сборника 6 Страницы 676684
Тип статьи Научная статья Индекс УДК 7.036 Индекс ББК 85.14
Аннотация

Данная статья — это первый очерк о мастерских художника Аристарха Васильевича Лентулова. Материалом для исследования послужили воспоминания современников художника, находки в архивах (РГАЛИ, ГАРФ), а также работы учеников из московских и региональных музейных собраний.

Активная преподавательская деятельность мастера приходится на послереволюционные годы: в 1918–1919 гг. Лентулов — уполномоченный (руководитель) Первых СГХМ, ведет живописную и театрально-декорационную мастерские Первых и Вторых СГХМ; в 1920–1925 гг. он — профессор живописи и руководитель театрально-декорационного отделения ВХУТЕМАСа; в 1930-е гг. преподает в Московском художественном институте. Метод художника, оказавший влияние на сложение традиции «Московской школы живописи», рассматривается в связи с авангардными поисками Лентулова 1910–х гг., а также в контексте общих живописных принципов «Бубнового валета» 1920–1940-х гг. Влияние творческого метода мастера проявляется в работах студентов — в интересе к «архитектурным» пейзажам, кубистическим портретам и т. д. Бубнововалетовцы особое внимание уделяли пленэру, фундаментальным проблемам живописи, среди которых главное место было отведено колориту. Передача опыта пленэриста — еще одна грань преподавательской практики Аристарха Васильевича. Методика и проблемы пленэрной живописи были предметом обсуждений Лентулова и его коллег по Московскому художественному институту в 1930-е гг. Роль Лентулова в развитии «Московской школы живописи» — материал наших последующих исследований.

Ключевые слова
Библиографическая ссылка Макарова М.А. Мастерские под руководством А. В. Лентулова. К вопросу о традициях «Московской школы живописи» в 1920–1930-е годы. // Актуальные проблемы теории и истории искусства: сб. науч. статей. Вып. 6. / Под ред. А.В. Захаровой, С.В. Мальцевой, Е.Ю. Станюкович-Денисовой. – СПб.: НП-Принт, 2016. С. 676–684. ISSN 2312-2129. http://dx.doi.org/10.18688/aa166-9-73
Publication Язык статьи русский
Список цитируемой литературы
  • Клюн И. В. Мой путь в искусстве: воспоминания, статьи, дневники / Сост., авт. вступ. ст. и коммент. А. Сабарьянов. — М.: RA: Русский авангард, 1999. — 555 с.
  • Комарденков В. П. Дни минувшие: Из воспоминаний художника / Предисловие И. Саца. — М.:Советский художник, 1972. — 136 с.
  • Костин В. И. Главы из воспоминаний // Наедине с совестью: Костинские чтения. — М.: Мусагет, 2002. — С. 147–214.
  • Костин В. И. Кто там шагает правой? Главы из первой части воспоминаний // Панорама искусств. — 1980. — Вып. № 3. — С. 94–120.
  • Куприн А. В. Константин Коровин в 1922 // Константин Коровин. К 150-летию со дня рождения / Авт.-сост., вступ. ст. и коммент. А. В. Киселев. — СПб.: Золотой век, 2011. — С. 74–81.
  • Лабас А. А. Воспоминания / Сост. О. М. Бескина-Лабас. — М.: Palace editions, 2004. — 191 с.
  • Лентулов А. В. Воспоминания. — СПб.: Петроний, 2014. — 288 с.
  • Лучишкин С. А. Я очень люблю жизнь: страницы воспоминаний. — М.: Советский художник, 1988. — 254 с.
  • Мурина Е. Б. Аристарх Лентулов: Путь художника. Художник и время / Е. Б. Мурина, С. Г. Джафарова. — М.: Советский художник, 1990. — 268 c.
  • Осмеркин. Размышления об искусстве, письма, критика, воспоминания современников / Сост. и общая ред. А. Ю. Никича. — М.: Советский художник, 1981. — 400 с.
  • Ройтенберг О. О. Неужели кто-то вспомнил, что мы были… Из истории художественной жизни 1925–1935. — М.: Галарт, 2008. — 559 с.
  • Турчин В. С. Кандинский в России. — М.: Художник и книга, 2005. — 447 с.
  • Хлопина Е. Ю. Наши французы: традиции колоризма парижской школы в живописи И. Машкова и его школы // Из истории стилей: эпохи, регионы, виды искусства: Сб. статей. — М.: Памятники исторической мысли, 2008. — С. 245–267.