Для цитирования данной статьи, пожалуйста, используйте эту ссылку: http://dx.doi.org/10.18688/aa166-7-59
Заголовок Вопросы теории реставрации скульптуры в России в XVIII – первой половине XIX века.
Автор email 9556959@gmail.com
Сведения об авторе Щедрова Ольга Вячеславовна — ассистент. Санкт-петербургский государственный академический институт живописи, скульптуры и архитектуры имени И. Е. Репина при Российской академии художеств, Университетская наб., д. 17, Санкт-Петербург, Российская Федерация, 199034.
В рубрике Русское искусство XVIII–XIX веков DOI10.18688/aa166-7-59
Год 2016 Номер сборника 6 Страницы 552560
Тип статьи Научная статья Индекс УДК 73.025»17 Индекс ББК 85.13
Аннотация

Вопросы реставрации скульптуры в России начинают систематически решаться во второй половине XVIII – первой половине XIX в. Их изучению посвящено несколько трудов, издававшихся «в пользу» воспитанников Императорской Академии художеств в этот период. В данной статье они впервые стали предметом специального исследования в контексте рассмотрения особенностей формирования принципов теории реставрации в России. На основании проделанного анализа источников автором сделан вывод, что в этих работах была отражена новая концепция реставрации, остающаяся актуальной и по сей день. Это позволяет с иной точки зрения взглянуть на историю восстановительных работ в России и их национальную специфику. Самостоятельная эстетическая ценность фрагментов определяется в труде П. П. Чекалевского «Рассуждение о свободных художествах». Первой работой, содержащей непосредственные попытки теоретического анализа проблем реставрации, стала «Диссертация о влиянии анатомии в скулптуру и живопись» И. И. Виена. В ней дано обоснование необходимости использования анатомических знаний для решения реставрационных задач. Первой и пока единственной работой в России, посвященной вопросам реконструкции скульптуры с использованием гипсовых форм, является книга А. Н. оленина «опыт о приделках к древней статуе Купидона...». Проводя научно обоснованную реконструкцию положения человеческой руки, натягивающей тетиву на лук, ее автор собрал значительный этнографический и аналоговый материал.Во всех этих работах отразилось общее развитие исторической научной мысли второй половины XVIII в., принятое за основу при формировании теоретических принципов реставрации XIX в.

Ключевые слова
Библиографическая ссылка Щедрова О. В. Вопросы теории реставрации скульптуры в России в XVIII – первой половине XIX века. // Актуальные проблемы теории и истории искусства: сб. науч. статей. Вып. 6. / Под ред. А.В. Захаровой, С.В. Мальцевой, Е.Ю. Станюкович-Денисовой. – СПб.: НП-Принт, 2016. С. 552–560. ISSN 2312-2129. http://dx.doi.org/10.18688/aa166-7-59
Publication Язык статьи русский
Список цитируемой литературы
  • Вальдгауер О. Ф. Античная скульптура. — Пг.: Брокгауз-Ефрон, 1923. — 169 с.
  • Виен И. И. Диссертация о влиянии анатомии в скулптуру и живопись. — СПб.: Тип. Шнора, 1789. — 86 с.
  • Винкельман И.-И. История искусства древности. Малые сочинения / Сост., пер. с нем., комментарии, приложения и указатель И. Е. Баранова. — СПб.: Алетейя, 2000. — 770 с.
  • Голубева О. Д. А. Н. оленин. — СПб.: Изд-во РНБ, 1997. — 191 с.
  • Евангулова О. С. Изобразительное искусство в России первой четверти XVIII в. — М.: Изд-во МГУ, 1987. — 296 с.
  • Жебелев С. А. Введение в археологию. ч. 2. — Пг.: Наука и школа, 1923. — 172 с.
  • Ильина Т. В., Станюкович-Денисова Е. Ю. Национальное своеобразие русского искусства и архитектуры в XVIII веке. Учебно-методическое пособие с библиографическим указателем. — СПб.: Изд-во СПбГУ, 2016. — 152 с.
  • Каганович А. Л. Антон Лосенко и русское искусство середины XVIII столетия. — М.: Изд-во Академии художеств СССР, 1963. — 320 с.
  • Лебель М. Н. История развития теоретических принципов и технологии реставрации древней скульптуры из камня. — М.: Информкультура, 1980. — 41 с.
  • Лебель М. Н. Реставрация скульптуры и произведений из цветного камня // Эрмитаж. История
  • и современность / Под общ. ред. В. А. Суслова. — М.: Искусство, 1990. — 368 с.
  • Лихачев Д. С. Заметки о реставрации мемориальных садов и парков // Восстановление памятников культуры. — М.: Искусство. 1981. — С. 97–117.
  • Малиновский К. В. И.-А. Цвенгоф и петербургская скульптурная школа второй четверти XVIII века // Скульптура в городе. — М.: Советский художник, 1999. — С. 276–286.
  • Мозговая Е. Б. Реставрация как художественное сотворчество. По материалам истории реставрации скульптуры в России XVIII – перв. пол. XIX в. // Художественный образ и педагогический процесс. — СПб.: РГПУ им. А. И. Герцена, 1997. — С. 91–98.
  • Оленин А. Н. опыт о приделках к древней статуе Купидона, встягивающаго тетиву на лук. — СПб.: Тип. Императорского театра, 1815. — 59 с.
  • Петров П. Н. Сборник материалов к истории Императорской Академии художеств. — СПб.: Тип. В. Спиридонова, 1866. — 614 с.
  • Рязанцев И. В. Скульптура в России XVIII – начала XIX века. — М.: Жираф, 2003. — 544 с.
  • Рогачевский В. Ф. Г. Гордеев. — Л., М.: Искусство, 1960 — 115 с.
  • Чекалевский П. П. Рассуждение о свободных художествах. — М.: НИИ теории и истории изобразительного искусства, 1997. — 231 с.
  • Чернышева Т. Н. Реставрации XVIII–XIX вв. как разновидность научной реконструкции (на примере «Эрота, натягивающего лук», из Эрмитажа) // Краткие тезисы докладов научной конференции. — Л.: Б. и., 1983. — С. 33–35.
  • Шантелу де Поль Ф. С. Дневник путешествия кавалера Бернини во Францию // Лоренцо Бернини. Воспоминания современников. — М.: Искусство, 1965. — С. 238–300.
  • Шмидт И. М. В. И. Демут-Малиновский. — М.: Искусство, 1960. — 212 с. Штелин Я. Записки / Сост., пер. с нем., вступ. статья, предисловия к разделам и примечания К. В. Малиновского. — М.: Искусство, 1990. — Т. 1. — 446 с.
  • Щедрова О. В. Реставрация скульптуры Летнего сада. История и современность // Збереження, дослiдження, реставрацi. — Киiв.: ННДРц, 2008. — С. 340–346.
  • Хвостова Г. А. Злоключения «Аллегории Красоты» в Летнем саду: к истории реставрации петровской коллекции скульптуры // Петровское время в лицах — 2013: к 400-летию Дома Рома- новых (1613–2013): материалы научной конференции / [ГЭ]. — СПб.: Изд-во ГЭ, 2013. — С. 305– 311.
  • Хвостова Г. А. Мраморная скульптура Летнего сада в первой половине XIX века: к истории реставрации петровской коллекции // Блистательный Петербург. Роль архитекторов XIX в. в создании неповторимого облика города: материалы научно-практической конференции. — СПб.: Государственный музей-памятник «Исаакиевский собор». 2011. — С. 184–194.
  • Хвостова Г. А. К истории реставрации скульптуры Летнего сада [1780–1910-е гг.] // Петербургские чтения: тезисы докладов научной конференции, посвященной 291-летию Санкт-Петербурга / Санкт-Петербургская ассоциация исследователей города. — СПб., 1994. — С. 81–84.
  • Яхонт О. В. Возрожденные шедевры (Реставрация скульптуры). Книга для учащихся старших классов. — М.: Просвещение, 1980. — 127 с.
  • Яхонт О. В. Скульптура московских музеев. Реставрация и атрибуция. — М.: ГосНИИР, 2000. — 176 с.
  • Borselli O. La nobiltà della scoltura. — Palermo: Centro Internazionale Studi di Estetica, 2002. — 86 p. Quatremère de Quincy M. Monuments et ouvrages d’art antique restitués d’apres les descripions des écrivains grecs et latins et accompagnés de dissertations archeologiques. Tome premier. — Paris: Renouard, 1829. — 160 p.