Для цитирования данной статьи, пожалуйста, используйте эту ссылку: http://dx.doi.org/10.18688/aa166-7-58
Заголовок Семейный портрет в России XVIII века и общеевропейское художественное наследие.
Автор email katherine2409@mail.ru
Сведения об авторе Колмогорова Екатерина Евгеньевна — аспирант. университет имени М. В. Ломоносова, Ленинские горы, д. 1, Москва, Российская Федерация, 119991.
В рубрике Русское искусство XVIII–XIX веков DOI10.18688/aa166-7-58
Год 2016 Номер сборника 6 Страницы 534551
Тип статьи Научная статья Индекс УДК 75.041.5(4+470) Индекс ББК 85.14
Аннотация

Статья посвящена роли общеевропейского художественного наследия в становлении семейного портрета в России XVIII в. Данная проблематика еще не подвергалась специализированному монографическому исследованию, что позволило определить целью настоящей работы изучение особенностей восприятия в России сложившейся в Западной Европе традиции семейных изображений в типологическом, образном, композиционном и символическом контекстах. Для реализации этой задачи были проанализированы и сопоставлены несколько десятков парных, двойных, групповых семейных портретов, созданных как в различных западноевропейских школах начиная с эпохи Возрождения, так и в России XVIII столетия. особое внимание уделяется способам проникновения западных традиций в отечественную культуру фамильного изображения. Показано, что сама типология семейного портрета, как и многие художественные средства, композиционные приемы, атрибуты для создания образа семьи, широко применявшиеся в западноевропейской живописи, проникали и в отечественную живописную среду, но так или иначе одухотворялись русской самобытностью. Это сказалось в распространении или неприятии того или иного портретного типа, большей эмоциональной сдержанности пластической трактовки семейных сцен при достаточно настойчивой и наглядной демонстрации общезначимых идеалов.

Ключевые слова
Библиографическая ссылка Колмогорова Е. Е. Семейный портрет в России XVIII века и общеевропейское художественное наследие. // Актуальные проблемы теории и истории искусства: сб. науч. статей. Вып. 6. / Под ред. А.В. Захаровой, С.В. Мальцевой, Е.Ю. Станюкович-Денисовой. – СПб.: НП-Принт, 2016. С. 534–551. ISSN 2312-2129. http://dx.doi.org/10.18688/aa166-7-58
Publication Язык статьи русский
Список цитируемой литературы
  • Алексеева Т. В. Владимир Лукич Боровиковский и русская культура на рубеже XVIII–XIX ве- ков. — М.: Искусство, 1975. — 421 с.
  • Андреева Г. Б. Русско-английские связи в области живописи второй половины XVIII – первой трети XIX века: автореферат дис... к. искусствоведения. — М., 1998. — 36 с.
  • Андросов С. О. Русские заказчики и итальянские художники в XVIII веке. — СПб: Дмитрий Буланин, 2003. — 286 с.
  • Брук Я. В. У истоков русского жанра. XVIII век. — М.: Искусство, 1990. — 266 с.
  • Врангель Н. Н. Иностранцы в России // Старые годы. — 1911, июль ‒ сентябрь. — С. 5‒94.
  • Врангель H. H. Очерки по истории миниатюры в России // Старые годы. — 1909, октябрь. — С. 509–573.
  • Голдовский Г. Н. Дмитрий Григорьевич Левицкий и иностранные мастера (к проблеме русского Просвещения) // Век Просвещения. Россия и Франция. Материалы научной конференции «Випперовские чтения 1987». — Вып. XX. — М., 1989. — С. 248–260.
  • Евангулова О. С. Русский портрет XVIII века и проблема «россики» // Искусство. — 1986. — No 12. — С. 56–61.
  • Евангулова О. С. Русское художественное сознание XVIII века и искусство западноевропейских школ. — М.: Памятники исторической мысли, 2007. — 228 с.
  • Евангулова О. С., Карев А. А. Портретная живопись в России второй половины XVIII века. — М.: Изд-во МГУ, 1994. — 200 с.
  • Ильина Т. В. Иван Вишняков, 1699–1761. — Л.: Художник РСФСР, 1980. — 58 с.
  • Ильина Т. В., Римская-Корсакова С. В. Андрей Матвеев. — М.: Искусство, 1984. — 320 с.
  • Карев А. А. о взаимодействии слова и изображения в культурном пространстве кружка Державина ‒ Львова // Русское искусство Нового времени. Исследования и материалы. Сб. статей. Вып. 11 / Ред.-сост. И. В. Рязанцев. — М.: Памятники исторической мысли, 2008. — С. 125–137.
  • Карев А. А. о семантике пространства в изобразительном искусстве елизаветинского времени // М. В. Ломоносов и елизаветинское время: Сб. науч. статей по материалам конференции «М. В. Ломоносов и елизаветинское время», Санкт-Петербург, 14–16 апреля 2011 г. / отв. ред. Т. В. Ильина. — СПб.: Изд-во СПбГУ, 2011. — С. 171–187.
  • Кузнецова И. А. «Сцены собеседования» как специфическая разновидность английского группового портрета // Западноевропейская художественная культура XVIII века. — М.: Наука, 1980. — С. 79–88.
  • Марисина И. М. Россия — Франция, век восемнадцатый. — М.: НИИ Теории и истории изобразительных искусств, 1995. — 143 с.
  • Россия — Европа. Из истории русско-европейских художественных связей XVIII – начала XX века / Сб. статей под ред. А. В. Толстого. — М.: Изд-во Академии художеств, 1995. — 221 с.
  • Россия — Италия. Italia — Russia: сквозь века: от Джотто до Малевича. Каталог выставки / Министерство культуры и массовых коммуникаций РФ; науч. ред.: И. Данилова, В. Маркова. — М.: Художник и книга, 2005. — 407 с.
  • Савинская Л. Ю. Коллекционирование французской живописи в России второй половины XVIII – начала XIX века: автореферат дис... к. искусствоведения. — М., 1991. — 23 с.
  • Соколов М. Н. Бытовые образы в западноевропейской живописи XV–XVII веков. — М.: Изобразительное искусство, 1994. — 290 с.
  • Турчин В. С. основные проблемы западноевропейского и русского искусства конца XVIII ‒ начала XIX века: автореферат дис... д. искусствоведения. — М., 1989. — 46 с.
  • Турчин В. С. Проблемы русского искусства второй половины XVIII ‒ начала XIX века в кон- тексте изучения западноевропейского неоклассицизма // Русский классицизм второй половины XVIII – XX века / ГИИ; отв. ред. Г. Г. Поспелов. — М.: Изобразительное искусство, 1994. — С. 138–146.
  • Усачева С. В. Пейзаж в русской художественной культуре XVIII века: особенности жанра и его бытование: автореферат дис... к. искусствоведения. — М., 2001. — 27 с.
  • Франция и Россия: культурные контакты: Сб. статей / Под ред. Т. Ю. Загрязкиной. — М.: Издательский дом «Городец», 2008. — 192 с.
  • Shneider N. The art of the portrait. Köln: TASCHEN, 2002. — 179 p..