Для цитирования данной статьи, пожалуйста, используйте эту ссылку: http://dx.doi.org/10.18688/aa166-5-44
Заголовок Искусство долины Луары сквозь призму цифровых методов в гуманитарных науках: проекты ARVIVA и Sculpture 3D.
Автор email marion.boudon-machuel@univ-tours.fr
Сведения об авторе Будон-Машуэль Марьон — Ph. D., профессор. Университет Тура — центр исследований Ренессанса (Франция), ул. Нерико-Детуш, 59, Тур, п/я 12050, Франция, 37020. Шаррон Паскаль — Ph. D., доцент. Университет Тура — центр исследований Ренессанса (Франция), ул. Нерико-Детуш, 59, Тур, п/я 12050, Франция, 37020.
В рубрике Искусство Ренессанса DOI10.18688/aa166-5-44
Год 2016 Номер сборника 6 Страницы 425432
Тип статьи Научная статья Индекс УДК 7.034(44) Индекс ББК 85.03
Аннотация

С начала XVI в. в долине Луары располагалась резиденция французских королей, что предопределило развитие в этом регионе искусств — живописи, скульптуры, ювелирного дела, миниатюры, производства гобеленов. обратившись к этой теме в начале XX столетия, молодая научная дисциплина «история искусства» сосредоточила внимание на понятии «региональной школы» и определила специфические инструменты ее изучения. Такие основополагающие работы, как исследование Поля Витри, посвященное Мишелю Коломбу (1902), выставка французских примитивов 1904 г. и целый пласт опирающихся на них исследований, определили два подхода, которые будут доминировать в изучении искусства долины Луары на протяжении XX в.: монографическое изучение отдельных мастеров (Жан Фуке, Мишель Коломб, Жан Бурдишон) и определение понятий, таких как «школа долины Луары», art de la détente и др. Современная историография отказывается от этих подходов и предлагает новое направление исследования, предпочитая, в частности, термину «региональная школа» более открытое и динамичное понятие «центра искусства». С этих позиций были переосмыслены корпусы работ анонимных и известных мастеров (таких как Мишель Коломб, Жан Пуайе, Мастер Клод Французский). Работая в этом ключе, центр исследований Ренессанса (CESR) запустил две новые исследовательские программы. целью первого проекта — ARVIVA — является каталогизация, анализ и изучение произведений изобразительного искусства долины Луары в широких хронологических рамках с 1470 по 1600 г. Вторая программа — Sculpture 3D, — привлекая на службу гуманитарным наукам компьютерные технологии, предлагает вновь рассмотреть наиболее значимые памятники с использованием инструментов «дополненной реальности». Уже первые результаты оказались разнообразными и многообещающими. Расширенный хронологический диапазон позволил лучше понять особенности эволюции художественного производства. Более того, в ходе углубленных архивных разысканий были выявлены новые сведения о взаимоотношениях художников и заказчиков, которые способствуют созданию целостной картины сложного переплетения социальных и художественных связей в Туре около 1500 г. Настоящая статья вводит в научный оборот прежде неизвестные произведения и новые подходы к изучению памятников, а также иллюстрирует на конкретных примерах такие тезисы, как: Тур — столица роскоши; приходская церковь — центр микроистории социальных взаимосвязей.

Ключевые слова
Библиографическая ссылка Будон-Машуэль М., Шаррон П. Искусство долины Луары сквозь призму цифровых методов в гуманитарных науках: проекты ARVIVA и Sculpture 3D. // Актуальные проблемы теории и истории искусства: сб. науч. статей. Вып. 6. / Под ред. А.В. Захаровой, С.В. Мальцевой, Е.Ю. Станюкович-Денисовой. – СПб.: НП-Принт, 2016. С. 425–432. ISSN 2312-2129. http://dx.doi.org/10.18688/aa166-5-44
Publication Язык статьи английский
Список цитируемой литературы
  • Agosti G.; Thiébaut D. (eds.) Mantegna 1431–1506, catalogue d’exposition. Paris, Musée du Louvre Publ., 2008. 480 p. (in French).
  • Avril F. Jean Fouquet. Peintre et enlumineur au XVe siècle, Paris, 2003. 428 p. (in French).
  • De Chancel B.; Charron P.; Girault P.-G.; Guillouët J.-M. (eds.) Tours 1500. Capitale des Arts. Tours, Musée des Beaux-Arts — Paris, Somogy Publ., 2012, 384 p. (in French).
  • Boudon-Machuel M.; Bresc-Bautier G. Enjeux d’une exposition: Le Beau XVIe siècle. Chefs-d’œuvre de la sculpture troyenne. La Sculpture française du XVIe siècle. Études et recherches, actes du colloque international, 1–2 octobre 2009, Paris, INHA, 3 octobre 2009. Troyes, Conseil Général de l’Aube —Marseille, Le Bec en l’air éditions Publ., 2011, pp. 91–104 (in French).
  • Boudon-Machuel M.; Charron P. (eds.) Art et société à Tours au début de la Renaissance, actes du colloque international 10–12 mai 2012, Tours, CESR. Turnhout, Brépols Publ. (in press) (in French).
  • Bresc-Bautier G.; Crépin-Leblond Th.; Taburet-Delahaye E. (eds.) France 1500: entre Moyen Âge et Renaissance, Paris, Galeries nationales, Grand Palais, 6 octobre 2010 – janvier 2011. Paris, RMN Publ.,2010. 400 p. (in French).
  • Cassagnes-Brouquet S. Louis XI ou le mécénat bien tempéré. Rennes, 2007. 270 p. (in French).
  • Chevalier B. Tours ville royale, 1356–1520. Origine et développement d’une capitale à la fin du Moyen Âge. Paris — Louvain, 1975. 343 p. (in French).
  • De Chancel B.; Charron P.; Girault P.-G.; Guillouët J.-M. L’ “école de Tours” ou l’ “école du Val de Loire” en question. Tours 1500. Capitale des Arts. Tours, Musée des Beaux-Arts — Paris, Somogy Publ., 2012, pp. 37–48 (in French).
  • Droguet V.; Réau M. Th. Tours, décor et mobilier des édifices religieux et publics. Paris, 1993. 240 p. (in French).
  • Gaborit J.-R. Musée du Louvre: Sculpture française 2, Renaissance et Temps modernes. Paris, 1998. 879 p. (in French).
  • Guillouët J.-M. La sculpture du Val de Loire: une école introuvable? 303, arts, recherches, créations, 2003, no. 75, pp. 250–259 (in French).
  • Hofmann M. Jean Poyer: Das Gesamtwerk. Turnhout, Brépols Publ., 2004. 347 p. (in German).
  • Hofmann M. Jean Poyer et Jean Bourdichon: peintres de retables à Tours vers la fin du XVe siècle.L’Europe des retables, actes du colloque du Mans (13–16 octobre 2004), 2007, vol. 1, pp. 190–205 (in French).
  • Laurent Chr.; Riffaud-Longuespé Ph.; Murienne Fr.; Boumaza M. (eds.) Le Beau XVIe siècle: chefs d’œuvre de la sculpture en Champagne, Troyes, église Saint-Jean-au-Marché, 18 avril – 25 octobre 2009. Paris, 2009. 299 p. (in French).
  • Pradel P. Michel Colombe, le dernier imagier gothique. Paris, Éditions d’histoire et d’art, librairie Plon Publ., 1953. 160 p. (in French).
  • Sterling C. The Master of Claude, Queen of France: A Newly Defined Miniaturist. New York, H. P. Krauss Publ., 1975. 71 p.
  • Vitry P. Michel Colombe et la sculpture française de son temps. Paris, Librairie centrale des Beaux-Arts Publ., 1901. 531 p. (in French).
  • Wieck R. S. Miracles in Miniature. The Art of the Master of Claude de France. New York, The Morgan Library and Museum Publ., 2014. 95 p.
  • Wolff M. (ed.) Kings, Queens, and Courtiers: Art in Early Renaissance France, Art Institute of Chicago, 27th February – 30th May 2011. Chicago — New Haven, 2011. 208 p.