Для цитирования данной статьи, пожалуйста, используйте эту ссылку: http://dx.doi.org/10.18688/aa166-5-39
Заголовок Капелла Медичи: семантический аспект.
Автор email m.kostyrja@spbu.ru
Сведения об авторе Костыря Максим Алексеевич — кандидат искусствоведения, доцент. Санкт-Петербургский государственный университет, Университетская набережная, д. 7/9, Санкт-Петербург, Российская Федерация.
В рубрике Искусство Ренессанса DOI10.18688/aa166-5-39
Год 2016 Номер сборника 6 Страницы 378386
Тип статьи Научная статья Индекс УДК 7.035.450.5 Индекс ББК 85.1
Аннотация

Капелла Медичи (или Новая сакристия) флорентийской церкви Сан Лоренцо (1520–1534) — один из величайших шедевров Микеланджело Буонарроти (1475–1564) и искусства Ренессанса в целом. В то же время это одно из самых загадочных и многозначных произведений Возрождения. обилие предложенных исследователями концепций «расшифровки» образности Новой сакристии не исчерпывает глубину ее содержания и оставляет место для новых интерпретаций. Статья посвящена анализу семантической структуры капеллы Медичи. В попытке реконструировать полноту замысла Микеланджело автор исследует архитектурные, скульптурные и живописные элементы, как осуществленные, так и не осуществленные, из которых был составлен ансамбль капеллы. Творение Микеланджело обычно рассматривается в связи с воззрениями Платона, Данте и Савонаролы. Автор предлагает по-новому взглянуть на данный круг идей. По его мнению, концепция капеллы в основном определяется идеей Страшного суда. В новой трактовке ансамбля важнейшую роль играют скульптуры четырех Времен суток. Мастер переосмыслил циклическую природу этих образов, связав их с Апокалипсисом Иоанна Богослова (откровение Иоанна, 10:6). Автор статьи приходит к выводу, что в образном строе концепции капеллы Медичи воплотились три понятийных комплекса: платоновский дуализм, восходящее к «Божественной комедии» Данте трехчастное строение загробного мира и идея посмертного воздаяния в ее наиболее законченном виде — Страшном суде.

Ключевые слова
Библиографическая ссылка Костыря М. А. Капелла Медичи: семантический аспект. // Актуальные проблемы теории и истории искусства: сб. науч. статей. Вып. 6 / Под ред. А. В. Захаровой, С. В. Мальцевой, Е. Ю. Станюкович-Денисовой. – СПб.: НП-Принт, 2016. С. 378–386. ISSN 2312-2129. http://dx.doi.org/10.18688/aa166-5-39
Publication Язык статьи русский
Список цитируемой литературы
  • Андросов С. О. «Скорчившийся мальчик» — забытое произведение Микеланджело // Искусство и культура Италии эпохи Возрождения и Просвещения. — М.: Наука, 1997. — С. 77–86.
  • Балдини У. Микеланджело-скульптор. Полное собрание скульптур / Пер. с итал. Н. В. Котрелева. — М.: Планета, 1979. — 104 с.
  • Баранов А. К вопросу о программе скульптурного ансамбля капеллы Медичи // Микеланджело и его время. Сб. статей / Под ред. Е. Ротенберга и Н. Чегодаевой. — М.: Искусство, 1978. — С. 51–63.
  • Баткин Л. М. об истоках трагического в Высоком Возрождении // Микеланджело и его время / Под ред. Е. Ротенберга и Н. Чегодаевой. — М.: Искусство, 1978. — С. 138–162.
  • Вазари Д. Жизнеописания наиболее знаменитых живописцев, ваятелей и зодчих. В 5 т. / Пер. с итал. А. И. Венедиктова и А. Г. Габричевского под ред. А. Г. Габричевского. — М.: Астрель, АСТ, 2001. — Т. 4. — 624 с.
  • Вазари Д. Жизнеописания наиболее знаменитых живописцев, ваятелей и зодчих. В 5 т. / Пер. с итал. А. И. Венедиктова и А. Г. Габричевского под ред. А. Г. Габричевского. — М.: Астрель, АСТ, 2001. — Т. 5. — 752 с.
  • Виппер Б. Р. Итальянский Ренессанс. XIII–XVI веков. В 2 т. — М.: Искусство, 1977. — Т. 2. — 244 с.
  • Гарэн Э. Проблемы итальянского Возрождения / Пер. с итал. Е. Ю. Гагариной, В. П. Головина и др. — М.: Прогресс, 1986. — 396 с.
  • Губер А. А. Микельанджело. — М.: Искусство, 1953. — 200 с.
  • Дажина В. Д. Микеланджело. Рисунок в его творчестве. — М.: Искусство, 1986. — 216 с.
  • Дажина В. Д. «Страшный Суд» Микеланджело. Проблемы интерпретации // Вопросы искусствознания. — VIII (l/96). — С. 270–296.
  • Дживелегов А. К. Микельанджело. 2-е изд. — М.: Молодая гвардия, 1957. — 256 с.
  • Кларк К. Нагота в искусстве / Пер. с англ. М. Куренной, И. Кытмановой, А. Толстовой. — СПб.: Азбука-классика, 2004. — 480 с.
  • Лозинский М. Л. Примечания // Данте Алигьери. Божественная комедия / Пер. с итал. М. Л. Лозинского. — М.: Правда, 1982. — 640 с.
  • Панофский Э. Этюды по иконологии. Гуманистические темы в искусстве Возрождения / Пер. с англ. Н. Г. Лебедевой, Н. А. Осминской. — СПб.: Азбука-классика, 2009. — 432 с.
  • Поэзия Микеланджело / Пер. с итал. А. М. Эфроса. — М.: Искусство, 1992. — 144 с.
  • Смирнова И. А. Искусство Микеланджело в восприятии современников // Искусство Западной Европы и Византии. — М.: Наука, 1978. — С. 77–89.
  • Якимович А. К. Новое время. Искусство и культура XVII–XVIII веков. — СПб.: Азбука-классика, 2004. — 440 с.
  • Acidini Luchinat C. Michelangelo Sculptor. — Milan: 24 ORE Cultura, 2010. — 320 p.
  • Ettlinger L. D. The Liturgical Function of Michelangelo’s Medici Chapel // Mitteilungen des Kunsthistorischen Instituts in Florenz. — 1978. — Bd. 22. — Hft. 3. — S. 287–304.
  • Hartt F. The Meaning of Michelangelo’s Medici Chapel // Essays in Honor of Georg Swarzenski. —Chicago: Henry Regnery Co., 1951. — P. 145–155.
  • Popp A. E. Die Medici-Kapelle Michelangelos. — Műnchen: O. C. Recht Verlag, 1922. — 179 S.
  • Tolnay С. de. Michelangelo. Vols. I–V. — Princeton: Princeton University Press, 1948. — Vol. III: The Medici Chapel. — 282 p.
  • Tolnay С. de. Michelangelo. Vols. I–V. — Princeton: Princeton University Press, 1960. — Vol. V: The Final Period. — 271 р.
  • Weinberger M. Michelangelo the Sculptor. Vols. 1–2. — London: Routledge & Kegan Paul — New York: Columbia University Press, 1967. — Vol. 1. — 404 р.