Для цитирования данной статьи, пожалуйста, используйте эту ссылку: http://dx.doi.org/10.18688/aa166-5-35
Заголовок Ватиканский дворец и формирование типологии римского палаццо второй половины XV века.
Автор email mashadunina@mail.ru
Сведения об авторе Дунина Мария Владимировна — аспирант. Московский государственный университет имени М. В. Ломоносова, Ленинские горы, д. 1, Москва, Российская Федерация, 119991.
В рубрике Искусство Ренессанса DOI10.18688/aa166-5-35
Год 2016 Номер сборника 6 Страницы 345351
Тип статьи Научная статья Индекс УДК 728.034(450)4 Индекс ББК 85.11
Аннотация

В Риме середины XV в., едва оправившемся от разрушительного периода Авиньонкого пленения пап, частное строительство носило хаотичный характер и не подкреплялось ни теоретической основой, ни последовательной логикой художественного замысла. Ситуация радикально изменилась в связи с появлением на папском престоле понтифика, поставившего целью создать новый образ Вечного города — папы Николая V (1447–1455). В истории изучения архитектуры XV в. римским дворцам уделяется неодинаковое внимание. Создание светской архитектуры эпохи Ренессанса часто приписывается исключительно флорентийской традиции, которая вполне проявилась в Риме только в конце 1480-х гг. При этом практически отсутствуют попытки проследить рождение и развитие типологии римского дворца, рассмотрев не только ключевые, но и второстепенные памятники. В статье показано, что именно в Ватиканском крыле Николая V возник отчетливый тип римского палаццо, согласованный с представлениями работавшего в Риме Л. Б. Альберти о «дворце тирана». В более ранних дворцах, таких как Сант-Аполлинаре, Капраника, орсини, сочетание вертикальных и горизонтальных членений, окон с крестовидными импостами, башен с зубцами, церковных лоджий и цепочек жилых помещений нелогично и прихотливо. И в Ватиканском дворце, и в палаццо, выстроенных по его образцу во второй половине XV в., этот же набор элементов оказывается оформленным с помощью классического понимания архитектурных форм в целостную монументальную конструкцию. В развитии ватиканского типа римского дворца XV в. прослеживаются следующие этапы: 1) появление масштабных дворов, повторяющих мотивы ватиканской Лоджии Благословения, — палаццо Венеция и палаццо Борджиа; 2) постепенное увеличение числа отсылок к античности — палаццо Нардини, делла Ровере, Сан Пьетро ин Винколи, Санти-Апостоли; 3) римский дворец all’antica — использование угловых башен и ватиканской планировочной системы в палаццо Канчеллерия и Кастеллези.

Ключевые слова
Библиографическая ссылка Дунина М. В. Ватиканский дворец и формирование типологии римского палаццо второй половины XV века. // Актуальные проблемы теории и истории искусства: сб. науч. статей. Вып. 6. / Под ред. А.В. Захаровой, С.В. Мальцевой, Е.Ю. Станюкович-Денисовой. – СПб.: НП-Принт, 2016. С. 345–351. ISSN 2312-2129. http://dx.doi.org/10.18688/aa166-5-35
Publication Язык статьи русский
Список цитируемой литературы
  • Альберти Л. Б. Десять книг о зодчестве. — М.: Изд-во Всесоюзной академии архитектуры, 1935.— 392 c.
  • Bruschi A. Il contributo di Bramante alla definizione del rinascimentale romano // Il Palazzo dal Rinascimento a oggi. Atti del Convegno Internazionale / S. Valtieri (ed.). — Roma: Gangemi Editore, 1989. — P. 55–72.
  • Burckhardt J. The Architecture of the Italian Renaissance. — Chicago: The University Of Chicago Press, 1987. — 283 p.
  • Callari L. I palazzi di Roma e le case d’importanza storica e artistica. — Roma: Ugo Sofia-Moretti Editore, 1932. — 506 p.
  • Clarke G. Roman House — Renaissance Palaces: Inventing Antiquity in Fifteenth-Century Italy. — Cambridge: Cambridge University Press, 2003. — 412 p.
  • Delumeau J., Roche D. (sous la direction de). Histoire des pères et de la paternité. —Paris: Larousse, 2000. — 478 p.
  • Frommel C. L. Der Palazzo Venezia in Rom. — Wiesbaden: VS Verlag für Sozialwissenschaften, 1982. — 54 S.
  • Frommel C. L. Papal Policy: The Planning of Rome during the Renaissance // Art and History. Images and their Meaning / R. Rotberg, T. Rabb (eds.). — Cambridge: Cambridge University Press, 1988. — P. 39–65.
  • Frommel C. L. Il palazzo della Cancelleria // Il Palazzo dal Rinascimento a oggi. Atti del Convegno Internazionale / S. Valtieri (ed.). — Roma: Gangemi Editore, 1989. — P. 29–54.
  • Frommel C. L. Living all’antica: Palaces and Villas from Brunelleschi to Bramante // Italian Renaissance Architecture from Brunelleschi to Michelangelo / H. A. Millon (ed.). — London: Thames and Hudson, 1994. — P. 183–203.
  • Frommel C. L. Il Palazzo Sforza Cesarini nel Rinascimento // Palazzo Sforza Cesarini / L. Calabrese (ed.). — Roma: De Luca Editori d’Arte, 2008. — P. 23–44.
  • Golzio V., Zander G. L’arte in Roma nel secolo XV. — Bologna: Capelli, 1968. — 624 p.
  • Shearman J. The Vatican Stanze. Functions and Decoration. — London: Oxford University Press, 1972. — 58 p.
  • Letarouilly P. M. Edifices de la Rome moderne ou recueil des palais, maisons, eglises, couvents, de la ville de Rome. [Paris, 1840–57], reprint. — New York: Princeton Architectural Press, 1997. — 386 p. Magnuson T. Studies in Roman Quattrocento Architecture. — Stockholm: Almqvist & Wiksell, 1958. — 389 p.
  • Müntz E. Les Arts à la cour des papes aux XVe et XVIe siècle.— Paris: Ernest Thorin, éditeur, 1879. — Vol. II. —349 p.
  • Murray P. Architecture of the Renaissance. — New York: Abrams, 1971. — 401 p.
  • Pastor Ludwig von. Geschichte der Päpste seit dem Ausgang des Mittelalters.— Freiburg-im-Breisgau: Herder, 1895. — Vol. I. —723 S.
  • Tomei P. L’architettura a Roma nel Quattrocento. — Roma: Palombi, 1942. — 318 p.
  • Westfall C. W. Alberti and the Vatican Palace Type // Journal of the Society of Architectural Historians. — 1974. — Vol. 33. — No. 2. — P. 101–121.