Для цитирования данной статьи, пожалуйста, используйте эту ссылку: http://dx.doi.org/10.18688/aa166-5-46
Заголовок Гиллис Клаиссенс (1536/37–1605), неизвестный мастер из Брюгге: сложности атрибуции портретов эпохи Возрождения
Автор email alexandra.zvereva@free.fr
Сведения об авторе Зверева Александра Александровна — кандидат исторических наук, научный сотрудник. Центр Ролана Мунье, Университет Париж-Сорбонна. Париж, Франция.
В рубрике Искусство Ренессанса DOI10.18688/aa166-5-46
Год 2016 Номер сборника 6 Страницы 441450
Тип статьи Научная статья Индекс УДК 7.041.5 Индекс ББК 85.14
Аннотация

Семья брюггских художников Клаиссенс достаточно хорошо известна и изучена бла-годаря прежде всего нескольким сохранившимся и, что немаловажно, подписанным работам Питера Клаиссенса старшего (1499/1500–1576) и его младших сыновей Антония (1541/42–1613) и Питера младшего (ок. 1542–1623). Тем не менее, несмотря на то, что имя старшего сына, Гиллиса, встречалось в документах довольно часто и что его карьера как художника представляется более успешной, чем у братьев, отсутствие подписанных картин значительно затрудняло атрибуцию. В 2009 г. Брехтом Девильде был найден и издан заказ 1576 г. Класа ван де Керхова Гиллису Клаиссенсу на триптих- эпитафию, две боковые створки которого хранятся в Музее изобразительных искусств Будапешта под именем Питера Клаиссенса старшего. На основании этих створок Девильде приписал Гиллису несколько других картин, до этого считавшихся работами его братьев, отмечая тем не менее тождественность стиля трех художников. И лишь появление в прошлом году на парижском рынке искусства «Портрета неизвестного дворянина работы франко-фламандской школы XVI в.» позволило в полной мере раскрыть талант Гиллиса-портретиста и оригинальность его манеры. Исследование этой картины прекрасно иллюстрирует сложности атрибуции портретов Северного Возрождения и необходи- мость выхода за рамки чисто стилистического анализа. При изучении этих произведений историк искусства не должен пренебрегать идентификацией портретируемого и датировкой костюма, основы и красочного слоя. Более того, именно эти сведения, какими бы скудными они ни могли иногда показаться, позволяют легче и с большей долей вероятности атрибутировать портреты эпохи Возрождения, восстановить корпус мастерской каждого художника, а также выявить многочисленные поздние копии и подделки.

Ключевые слова
Библиографическая ссылка Зверева А. А. Гиллис Клаиссенс (1536/37–1605), неизвестный мастер из Брюгге: сложности атрибуции портретов эпохи Возрождения // Актуальные проблемы теории и истории искусства: сб. науч. статей. Вып. 6. / Под ред. А.В. Захаровой, С.В. Мальцевой, Е.Ю. Станюкович-Денисовой. – СПб.: НП-Принт, 2016. С. 441–450. ISSN 2312-2129. http://dx.doi.org/10.18688/aa166-5-46
Publication Язык статьи русский
Список цитируемой литературы
  • Ainsworth M. W., Blockmans W., Borchert T.-H. Bruges et la Renaissance. De Memling à Pourbus. Cata- logue d’exposition. Bruges et Gand. — Paris: Flammarion; Bruges: Stichting Kunstboek, 1998. — 319 p.
  • Bierre H. Autryve, zijn gewezen kasteel en zijne kerk. — Gent: Drukkerij C. Annoot-Braeckman, 1872. — 223 p.
  • Cassel-Pihl E. H. Hallwylska målerisamlingen. — Stockholm: Hallwylska museet, 1997. — 422 p.
  • Commission royale des monuments. Résumé des Procès-verbaux. Séances des 5, 8, 9, 11, 13, 19, 21, 23, 26, 28 et 30 janvier 1864 // Bulletin des Commissions royales d’art et d’archéologie. — 1864. — 3e année. — Р. 197–209.
  • Dewilde B. Gillis Claeissens: een ’onbekende’ schilder uit het zestiende-eeuws Brugge. Aanzet tot reconstructie van zijn oeuvre binnen de Claeissensgroep // Belgisch Tijdschrift voor Oudheidkunde en Kunstgeschiedenis. — 2009. — Vol. 78. — Р. 29–67.
  • Dimier L. Histoire de la peinture de portrait en France au XVIe siècle, accompagnée d’un Catalogue de tous les ouvrages subsistant en ce genre. 3 vols. — Paris — Bruxelles: G. Van Oest et Cie, 1924–1926. — XIII + 217; XXXII, 409; 360 p.
  • Gailliard J. Bruges et le Franc ou leur magistrature et leur noblesse. Vol. VI: Supplement. — Bruges: Typographie de Edw. Gailliard, 1864. — 425 p.
  • Holbrook R. Th. Portraits of Dante, from Giotto to Raffael. A Critical Study With a Concise Iconog- raphy. — London: The Medici Society, 1911. — XIX + 262 p.
  • Huvenne P. Pierre Pourbus, peintre brugeois. 1524–1584. Catalogue d’exposition. Bruges, Musée Mem- ling (hôpital Saint-Jean). — Bruges: Crédit Communal, 1984. — 335 p.
  • Sanderus A. Verheerlykt Vlaandre, behelzende eene algemeene en nauwkeurige beschryving van dat graafschap... 3 delen in 1 vol. — Leiden, J. Van der Deyster — Rotterdam, Jan-Daniel Beman — Graven- hage, Corn. en Fred. Boucquet, 1735. — 6, 267; 4, 180; 4, 113, 52 p., 186 pl.
  • Van de Velde C. The Fragments of a Sixteenth Century Flemish Epitaph Painting in the Museum of Fine Arts in Budapest // Flemish Art in Hungary. Symposium. Budapest, Hungarian National Gallery, 2000 / C. Van de Velde (ed.). — Bruxelles: Koninklijke Vlaamse Academie van Belgie voor Wetenschappen en Kunsten, 2004. — Р. 91–94.
  • Van den Haute C. La corporation des peintres de Bruges. Registres d’admission. Obtuaire. Extraits des registres aux renouvellements de la loi de Bruges. — Bruges: P. Van Cappel-Missiaen, 1913. — VI+267 p.
  • Van Sprang S. Les peintres à la cour d’Albert et Isabelle: une tentative de classification // Sponsors of the Past. Flemish Art and Patronage. 1550–1700. Proceedings of the Symposium organized at the Katholie- ke Universiteit Leuven / H. Vlieghe, K. Van der Stighelen (eds.). — Turnhout: Brepols, 2005. — Р. 37–46.
  • Vulson de La Colombière de M. La Science héroïque traitant de la noblesse, de l’origine des armes, de leurs Blasons, & Symboles, des Tymbres, Bourlets, Couronnes, Cimiers, Lambrequins, Supports, & Te- nans, & autres ornements de l’Escu... — Paris: chez Sebastien et Gabriel Cramoisy, 1644. — 494 p.
  • Weale W. H. J. Les Troubles à Bruges. 2 et 3 juillet 1579. Rectification historique // La Flandre. Revue des monuments d’histoire et d’antiquités. — 1869–1870. — Vol. 3. — Р. 420–457.
  • Weale W. H. J. A Family of Flemish Painters // Burlington Magazine. — 1911. — Vol. XIX. — Р. 198–204.Weale W. H. J. Peintres Brugeois. Les Claeissins (1500–1656) // Annales de la Société d’émulation de Bruges. — 1911. — Vol. 61. — Р. 33–72.
  • Weiss M., Strong R., Rogers M., Thomson D. Weiss. 25 years. — London: Mark Weiss Gallery, 2010. — 171 p.
  • Zvereva A. Les Portraits dessinés de la cour des Valois. Les Clouet de Catherine de Médicis. — Paris: Arthéna, 2011. — 456 p.