Для цитирования данной статьи, пожалуйста, используйте эту ссылку: http://dx.doi.org/10.18688/aa166-3-22
Заголовок Омфалий в декоре полов церквей домонгольской Руси.
Автор email vmatveev88@inbox.ru
Сведения об авторе Матвеев Василий Николаевич — младший научный сотрудник, хранитель. Государственный Эрмитаж, Дворцовая наб., д. 34, Санкт-Петербург, Российская Федерация, 190000.
В рубрике Древнерусское искусство DOI10.18688/aa166-3-22
Год 2016 Номер сборника 6 Страницы 206217
Тип статьи Научная статья Индекс УДК 72.023; 7.033.2 Индекс ББК 85.11
Аннотация

Омфалтй — особым образом выделенное место в центральной части храма. он ведет свое происхождение от священного камня в Дельфах, считавшегося Пупом Земли. В христианском храме он располагался по центру сооружения под куполом. На территории Киевской Руси омфалий зафиксирован только в пятнадцати памятниках. Все древнерусские омфалии по использованному для них материалу и технике выкладки можно разделить на две группы.

К первой относятся выкладки Десятинной церкви и Софийского собора в Киеве, Спасского и Борисоглебского соборов, а также Благовещенской церкви в чернигове. Эти омфалии сложены из дорогих престижных материалов: камней, смальты и инкрустированных смальтой шиферных плит. Все выкладки первой группы находятся в памятниках, располагающихся в среднем Поднепровье, Русской земле в узком смысле, то есть в Киеве и чернигове. Омфалии, входящие во вторую группу, сложены только из керамических поливных плиток. основная схема рисунка этих выкладок — концентрические круги, причем кругов всегда несколько. Применялись такие выкладки в храмах исключительно в западных землях Руси (прежде всего в Галицкой, а также в Гродненской). В настоящее время омфалии зафиксированы в Спасской и Благовещенской церквях в Галиче, ротонде в олешкове, Пятницкой церкви в Звенигороде, а также в Нижней церкви Гродно и Свв. Бориса и Глеба в Новогрудке.

Эти два варианта свидетельствуют о двух разных традициях. Памятники с омфалиями первого варианта непосредственно связаны с традицией византийских мозаик. Памятники с омфалиями вто- рого варианта связаны с ними опосредованно, возможно, через польскую архитектурную традицию.

Ключевые слова
Библиографическая ссылка Матвеев В. Н. Омфалий в декоре полов церквей домонгольской Руси. // Актуальные проблемы теории и истории искусства: сб. науч. статей. Вып. 6. / Под ред. А.В. Захаровой, С.В. Мальцевой, Е.Ю. Станюкович-Денисовой. – СПб.: НП-Принт, 2016. С. 206–217. ISSN 2312-2129. http://dx.doi.org/10.18688/aa166-3-22
Publication Язык статьи русский
Список цитируемой литературы
  • Воронин Н. Н. Древнее Гродно. Материалы и исследования по археологии древнерусских городов. Т. III. — М.: Изд-во Академии наук СССР, 1954. — 206 с.
  • Воронин Н. Н. Зодчество северо-восточной Руси XII–XV вв.: В 2 т. Т. I (XII столетие). — М.: Изд- во Академии наук СССР, 1961. — 583 с.
  • Голубинский Е. Е. История Русской церкви. Т. 1 Период первый, киевский, или домонгольский. Вторая половина тома. — М.: Университетская типография, 1904. — 926 с.
  • Ёлшин Д. Д. чертежи первых археологических раскопок Десятинной церкви в Киеве как источник для архитектурной реконструкции храма // Seminarium Bulkinianum. — 2013. — Вып. III. — С. 70–94.
  • Иоаннисян О. М. о раннем этапе Галицкого зодчества // КСИА. — 1981. — Вып. 164. — С. 35–41.
  • Иоаннисян О. М. основные этапы развития Галицкого зодчества // Древнерусское искусство. Художественная культура X – первой половины XIII в. — М., 1988. — С. 41–58.
  • Иоаннисян О. М. о происхождении традиции убранства полов поливными керамическими плитками в средневековой архитектуре славянских стран // Средневековая архитектура и мону- ментальное искусство. Раппопортовские чтения. Тезисы докладов. — СПб.: Изд-во Государственного Эрмитажа, 1999. — С. 25–31.
  • Иоаннисян О. М., Могитыч И. Р., Свешников И. К. церковь Параскевы Пятницы в Звенигороде на Белке — памятник деревянного зодчества домонгольской Руси // Памятники культуры. Новые открытия. 1981. — Л., 1983. — С. 494–507.
  • Каргер М. К. К вопросу об убранстве интерьера в русском зодчестве домонгольского периода //Труды Всероссийской академии художеств. — 1947. — Т. 1. — С. 15–50.
  • Каргер М. К. Древний Киев. очерки по истории материальной культуры древнерусского города. Т. II. Памятники киевского зодчества Х–ХIII вв. — М–Л.: Изд-во Академии наук СССР, 1961. —687 с.
  • Лукомський Ю. В. Архітектурна спадщина давнього Галича. — Галич: Національний заповідник «Давний Галич», 1991. — 40 с.
  • Макаренко М. чернігівський Спас. Археологічні досліди року 1923. — Київ: Друкарня Всеукраїнської академії наук, 1929. — 96 с.
  • Малевская М. В. К реконструкции майоликового пола Нижней церкви в Гродно // Культура Древней Руси. АН СССР. Институт археологии; отв. ред. А. Л. Монгайт. — М.: Наука, 1966. —С. 146–151.
  • Могитич I. Нововідкрита церква у Звенигородi // Вісник інститута «Укрзахiдпроектреставрацiя». — 1994. — число 2. — С. 55.
  • Об открытии основания Десятинной церкви // отечественные записки. — 1824. — No 54. —С. 513–514.
  • План первобытной Киевской Десятинной Богородицкой церкви с объяснениями оного // отечественные записки. — 1825. — No 59. — С. 380–403.
  • Раппопорт П. А. Русская архитектура X–XIII вв. Каталог памятников // Археология СССР. Свод археологических источников. — 1982. — Вып. Е1–47. — Л.: Наука. — 135 с.
  • Рыбаков Б. А. Древности Чернигова // Материалы и исследования по археологии древнерусских городов. — 1949. — Т. 11. — С. 8–102.
  • Седов Вл. В. омфалий церкви Бориса и Глеба в Кидекше и подобные формы в интерьерах древнерусских храмов // Города и веси Средневековой Руси. Археология, история, культура. К 60-летию Н. А. Макарова. — Москва – Вологда: Древности Севера, 2015. — С. 349–364.
  • Томенчук Б. П. Дослідження дерев’яної ротонди на давньоруському городищі в олешкові на Пруті // ЗНТШ. — 1991. — Т. 225. — С. 87–96.
  • Томенчук Б. П. олешківська ротонда. Археологія дерев’яних храмів Галицької землі ХІІ–ХІІІ ст.— Івано-Франківськ: Гостинець, 2005. — 176 с.
  • Холостенко Н. В. Исследования Борисоглебского собора в чернигове // СА. — 1967. — No 2. —С. 188–210.
  • Холостенко Н. В. Исследования Спасского собора в Чернигове // Реставрация и исследования памятников культуры. — 1990. — Вып. III. — С. 6–18.
  • Хрушкова Л. Г. Полы opus sectile в Восточном Причерноморье, Крыму, Киеве: византийский контекст // Труды Государственного Эрмитажа. — 2012. — Т. LXV. — С. 35–61.
  • Biel A. Stratygra a kulturowa w rejone cerkwi Wołodara w Przemyślu // Przemyśl wczesnośredniowiecz- ny / Red. E. Sosnowska. — Warszawa: Wydawnictwo uniwersitetu Warszawskiego, 2010. — S. 269–287.
  • Kaczmarek J. Romańskie płytki posadzkowie z Trzemeszna, woj. Bydgoszcz // Fontes archaeologici Posnanienses. — 1983. — Vol. XXXII. — S. 83–87.
  • Mikolajczyk G., Zurowski K. Wyniki badań archeologicznych w katedrze gnieźnieńskiej w 1958 roku //Sprawozdania archeologiczne. — 1962. — T. XIV. — S. 193–201.
  • Pelenski J. Halicz w dziejach sztuki średniowiecznej. — Kraków: Drukarnia Uniwerśitetu Jagiellońskiego w Krakowie, 1914. — 194 s.
  • Sztuka Polska przedromanska i romanska do schylku XIII wieku / Michał Walicki. — Warszawa: Państwowe wydawnictwo naukowe, 1968. — 914 s.