Для цитирования данной статьи, пожалуйста, используйте эту ссылку: http://dx.doi.org/10.18688/aa166-3-29
Заголовок Фигурные инициалы лицевых «Букварей» Кариона Истомина и западноевропейская традиция фигурных алфавитов: развлечение, обучение и воспитание.
Автор email taurus.sav@gmail.com
Сведения об авторе Савельева Мария Юрьевна — кандидат искусствоведения, аналитик экспертно-фондового отдела. Московский центр музейного развития, Большой Сухаревский пер., д. 18, Москва, Российская Федерация, 127051.
В рубрике Древнерусское искусство DOI10.18688/aa166-3-29
Год 2016 Номер сборника 6 Страницы 288298
Тип статьи Научная статья Индекс УДК 37.02+372.3/.4+769.2 Индекс ББК 85.14
Аннотация

Данная работа призвана помочь лучше понять образы инициалов лицевых «Букварей» Кариона Истомина (трех рукописных и одного печатного, гравированного Леонтием Буниным) посредством их сравнения с предшествующими западноевропейскими памятниками родственного жанра — с украшенными алфавитами позднего Средневековья и Возрождения, буквы которых являются либо фигурными (то есть составленными из фигурок), либо историзованными (такими как несохранившийся алфавит из Берлинского гравюрного кабинета, гравированный алфавит Мастера E. S., алфавит Марии Бургундской из Лувра и пр.). Насколько нам известно, инициалы карионовских «Букварей» пока не дождались пытливого внимания исследователей, и именно попытка осмысления их иконографии и семантики является целью нашего исследования. После небольшого отступления о предназначении данных «Букварей» последовательно рассматриваются многие их инициалы. Анализ их образности заставляет думать, что значительная часть этих букв — не простые формально-декоративные фантазии и что многие из них не лишены назидательного смысла. Подтверждают это и сравнение с соответствующими западными алфавитами, и сопроводительные стихи Кариона, при всей витиеватости их языка очень внятно акцентирующие христианскую основу его педагогики. В этих «Букварях» отражается структура христианского универсума, они не только учат, но и поучают, и делают это в наглядной игровой форме, уникальной для своего времени.

Ключевые слова
Библиографическая ссылка Савельева М. Ю. Фигурные инициалы лицевых «Букварей» Кариона Истомина и западноевропейская традиция фигурных алфавитов: развлечение, обучение и воспитание. // Актуальные проблемы теории и истории искусства: сб. науч. статей. Вып. 6 / Под ред. А. В. Захаровой, С. В. Мальцевой, Е. Ю. Станюкович-Денисовой. – СПб.: НП-Принт, 2016. С. 288–298. ISSN 2312-2129. http://dx.doi.org/10.18688/aa166-3-29
Publication Язык статьи русский
Список цитируемой литературы
  • Алексеева М. А. Букварь Кариона Истомина — произведение графики конца XVII века // Букварь составлен Карионом Истоминым, гравирован Леонтием Буниным, отпечатан в 1694 г. в Москве: Факсимильное воспроизведение экземпляра, хранящегося в Государственной публичной библиотеке им. М. Е. Салтыкова-Щедрина в Ленинграде. — Л.: Аврора, 1981. — С. 9–13.
  • Браиловский С. Н. один из пестрых XVII-го столетия: [Карион Истомин]: Историко-литературное исследование в 2 ч. с прил. — СПб.: Типография Императорской Академии наук, 1902. — [4], XXXVIII, — 494 с.
  • Быкова Т. А., Гуревич М. М. описание изданий, напечатанных кириллицей. 1689 – январь 1725 г. — М.–Л.: Изд-во АН СССР [Ленингр. отд.], 1958. — 402 с., 7 л. илл.
  • Иванова Ж. Н. Автографы Кариона Истомина в списках первого русского иллюстрированного букваря // Вопросы славяно-русской палеографии, кодикологии, эпиграфики (Труды ГИМа) / отв. ред. С. о. Шмидт. — М.: ГИМ, 1987. — С. 41–45.
  • Мошкова Л. В. Букварь Кариона Истомина 1694 г. (проблемы типологии) // Актуальные вопросы историографии и источниковедения истории школы и педагогики / Под ред. Э. Д. Днепрова и о. Е. Кошелевой. — М.: НИИ оП, 1986. — С. 140–146.
  • Мошкова Л. В. Букварь Кариона Истомина 1694 г. как «шедевр» автора // Учебники детства: Из истории школьной книги VII–XXI веков (Труды семинара «Культура детства: нормы, ценности, практики». Вып. 13) [Сб. ст. Т. 3]. — М.: РГГУ, 2013. — С. 58–67.
  • Мошкова Л. В. Конфессиональный компонент в славянской литературе для начального обучения XVI–XVII вв. // Западноевропейская и российская учебная литература XVI – начала XX в.: конфессиональный аспект. Сб. науч. тр. / Под ред. Л. В. Мошковой и В. Г. Безрогова. — М.: ИТИП РАо, 2013. — С. 74–115.
  • Савельева М. Ю. Алфавит Марии Бургундской из Лувра (Paris, Louvre, Coll. E. de Rothschild, Inv. 134–158 D. R. (Ms. 2)). — М.: МАКС Пресс, 2007. — 40, [4] с., XXV л.: илл., [2], IX л.: илл.
  • Савельева М. Ю. Позднеготические фигурные алфавиты: иконография, семантика, дидактика: дисс... к. искусствоведения. — М., 2007. — 256 с.: илл. + Прил. (82 с.: илл.).
  • Савельева М. Ю. Позднеготические фигурные алфавиты в качестве азбук // «Начало учения дѣтем»: роль книги для начального обучения в истории образования и культуры. Сб. ст. / Под ред. В. Г. Безрогова, Т. С. Маркаровой (Труды семинара «Культура детства: нормы, ценности, практики». Вып. 16). — М.: Канон+, 2014. — С. 99–118.
  • Тарабрин И. М. Лицевой букварь Кариона Истомина / [Предисл. и коммент. Ивана Тарабрина]. — М.: Тип. Г. Лисснера и Д. Собко, 1916. — [2], 83 с., 39 л. илл., 34 с.
  • Тоцкая И. Ф., Заярузный А. М. Музыканты на фреске «Скоморохи» в Софии Киевской // Древнерусское искусство. Художественная культура X – первой половины XIII в. — М.: Наука, 1988. — С. 143–155.
  • Шемшурин А. А. о гравированном и рукописных лицевых букварях Кариона Истомина. — М.: о-во истории и древностей росс. при Моск. ун-те, 1917. — 50 с.: илл.
  • Appuhn H. Meister E. S. Alle 320 Kupferstiche. — Dortmund: Harenberg Ed., 1989. — 384 S.: Abb.
  • Das Musterbuch des Giovannino de Grassi: Biblioteca Civica “Angelo Mai”, Bergamo, Cassaf. I. 21 / Kommentar Giulio Orazio Bravi, Maria Grazia Recanati; mit einem Beitrag von Maria Grazia Vaccari, Letizia Montalbano, Chiara Rossi Scarzanella. 2 Bände. — Luzern: Faksimile Verlag, 1998. — 31 f.; 61 S.
  • Demeude H. Alphabets animés. — Paris: L’Aventurine, 1996. — 174 p.: ill.
  • Droste Th. Die Bronzetür des Augsburger Domes. Ihre Geschichte und Stellung unter den Bronzetüren des Mittelalters // Jahrbuch des Vereins für Augsburger Bistumsgeschichte. — 1981. — Bd. 15. — S. 169–213.
  • L’Alphabet Gothique dit de Marie de Bourgogne: reproduction du codex Bruxellensis II 845 / Introduction par Pierre Dumon. — Bruxelles: Bibliothèque royale Albert Ier, MCMLXXII. — [2], 7, [26] p.: ill.
  • Lexikon der christlichen Ikonographie / Herausgegeben von E. Kirschbaum. Bd. 1: Allgemeine Ikonographie, A — Ezechiel. — Rom — Freiburg — Basel — Wien: Herder, 1994. — 36 S., 720 Kol.: Abb.
  • Lexikon Iconographicum Mythologiae Classicae (LIMC). Vol. I/2: Aara — Aphlad. — Zürich und München: Artemis Verlag, 1981. — 752 p.: ill.
  • Lexikon Iconographicum Mythologiae Classicae (LIMC). Vol. VII/2: Oidipous — Theseus. — Zürich — München: Artemis Verlag, 1994. — 816 p.: ill.
  • McCulloch F. The Metamorphoses of the Asp in Latin and French Bestiaries // Studies in Philology. — 1959. — Vol. LVI. — P. 7–14.
  • Nielsen S., Andersen J. H., Baker J. A, Christensen C., Glastrup J. et al. The Gundestrup Cauldron: New Scientific and Technical Investigations // Acta Archaeologica. — 2005. — No. 76. — P. 1–58.
  • Springer J. Gotische Alphabete. — Berlin: Internationale Chalkographische Gesellschaft, 1897. — 8 S., XXXIX Taf.
  • Terra [Images of Terra accompanied by snake in Medieval Art]. URL: http://www.beyond-the-pale.org. uk/terra.htm (accessed 30 January 2016).
  • The illustrated Bartsch (TIB). Vol. 8 (6): Early German artists / Jane C. Hutchison (ed.). — New York, 1980. — 335 p.: ill.