Для цитирования данной статьи, пожалуйста, используйте эту ссылку: http://dx.doi.org/10.18688/aa166-3-28
Заголовок Западноевропейские влияния в русском ювелирном искусстве XVI века.
Автор email zuzeva@kremlin.museum.ru
Сведения об авторе Зюзева Светлана Геннадиевна — научный сотрудник, хранитель. Государственный историко-культурный музей-заповедник «Московский Кремль». Кремль, Москва, Российская Федерация.
В рубрике Древнерусское искусство DOI10.18688/aa166-3-28
Год 2016 Номер сборника 6 Страницы 279287
Тип статьи Научная статья Индекс УДК 745.04 Индекс ББК 85.12
Аннотация

Статья посвящена вопросам влияния ренессансного декора и искусства интернациональной готики на произведения кремлевских златокузнецов XVI в. Рассматриваются типы ренессансного орнамента, встречающиеся в драгоценных произведениях церковного искусства, исполненных в различных техниках — чеканке, черни, эмали по скани, и их трансформация на русских памятниках. Анализ композиции и стилистических особенностей оклада Евангелия, выполненного в 1571 г. по заказу Ивана Грозного в кремлевских мастерских, позволяет выявить многочисленные аналогии в западноевропейском прикладном искусстве. С середины XVI в. в кремлевских мастерских создается значительное количество произведений церковного искусства с фигуративными проштрихованными черневыми изображениями. На становление этого вида искусства повлияло развитие гравюры и техники гравировки. В историческом контексте и художественных веяниях эпохи можно найти и иные предпосылки развития этого черневого дела. В XV в. в прикладном искусстве Италии фигуративные проштрихованные черневые изображения получили значительное развитие. Этот вид искусства мог быть воспринят в кремлевских мастерских и послужить неким импульсом для создания изысканных драгоценных произведений церковного искусства. В русских произведениях элементы европейского ювелирного искусства претерпевают изменения, соответствующие вкусу за- казчика и сложившимся художественным традициям.

Ключевые слова
Библиографическая ссылка Зюзева С. Г. Западноевропейские влияния в русском ювелирном искусстве XVI века. // Актуальные проблемы теории и истории искусства: сб. науч. статей. Вып. 6. / Под ред. А.В. Захаровой, С.В. Мальцевой, Е.Ю. Станюкович-Денисовой. – СПб.: НП-Принт, 2016. С. 279–287. ISSN 2312-2129. http://dx.doi.org/10.18688/aa166-3-28
Publication Язык статьи русский
Список цитируемой литературы
  • Борис Годунов. от слуги до государя всея Руси. Boris Godunov. From a Cortier to the Sovereign of all Russia / Изд. подг. к выставке «Борис Годунов. от слуги до государя всея Руси». Москва, Государственный историко-культурный музей-заповедник «Московский Кремль» [и др.]; сост. каталога Бобровницкая И. А., Цицинова О. А. — М.: Московский Кремль, 2015 — 360 с.
  • Золотая кладовая Русского музея: К 100-летию музея, 1898–1998 / Авт. ст. и сост. кат. Т. Вилинбахова и др. — СПб.: Государственный Русский музей, 1998. — 215 с.
  • Зюзева С. Г. Итальянизированный орнамент на драгоценных предметах храмового убранства во второй половине XVI в. // Православные святыни Московского Кремля в истории и культуре России. — М.: Индрик, 2006. — С. 226–231.
  • Зюзева С. Г. Иконные оклады второй половины XVI в. с дробницами из мастерских Московского Кремля // Древнерусское искусство. Идея и образ. опыты изучения византийского и древнерусского искусства. Материалы международной научной конференции 1–2 ноября 2005 года / Ред.-сост. А. Л. Баталов, Э. С. Смирнова. — М.: Северный паломник, 2009. — С. 443–455.
  • Зюзева С. Г. оклады двух кремлевских икон второй половины XVI века с лицевыми изображениями на полях // Московский Кремль XVI столетия. Древние святыни и исторические памятники: Сб. статей / Сост. и отв. ред. С. А. Беляев, И. А. Воротникова. — М.: БуксМАрт, 2014. — Кн. 2.— С. 418–429.
  • Мартынова М. В. Московская эмаль XV–XVII веков. Каталог. — М.: Государственный историко-культурный музей-заповедник «Московский Кремль», 2002. — 303 с.
  • Мартынова М. В. оклад иконы «Богоматерь Смоленская» и черневая гравюра XVI века // Благовещенский собор Московского Кремля. Материалы и исследования / отв. ред. Л. А. Щенникова. — М.: Государственный историко-культурный музей-заповедник «Московский Кремль», 1999. — С. 318–335.
  • Моршакова Е. А. о двух окладах царских икон XVI века из Архангельского собора // Московский Кремль XV столетия. Т. 2. Архангельский собор и колокольня «Иван Великий» Московского Кремля. 500 лет. — М.: Арт-Волхонка, 2011. — С. 150–167.
  • Олсуфьев Ю. А. опись древнего церковного серебра б. Троице-Сергиевой Лавры (до XVIII в.). — Сергиев: Гос. Сергиев, ист. худож. музей, 1926. — 293 с.
  • Постникова-Лосева М. М. Русское ювелирное искусство XVI–XIX вв., его центры и мастера. — М.: Наука, 1974. — 374 с.
  • Родникова И. С. Художественное серебро XVI – начала XIX века из собрания Псковского музея- заповедника // Псковский государственный объединенный историко-архитектурный и художественный музей-заповедник. — М.: БуксМАрт, 2013. — 592 с.
  • Стерлигова И. А. К истории иконы «Богоматерь Одигитрия Иоасафовская» // Иконографические новации и традиция в русском искусстве XVI века. — М.: Индрик, 2008. — С. 161–172.
  • Стерлигова И. А. Введение к части второй «Святыни государственной казны и ризниц кремлевских храмов» // Московский Кремль XVI столетия. Древние святыни и исторические памятники: Сб. статей / Сост. и отв. ред. С. А. Беляев, И. А. Воротникова. — М.: БуксМАрт, 2014. — Кн. 2. — С. 282–297.
  • Album de la Renaissance / Рubl. par G. Hirth. — Leipzig, [б. г.]. — 4 p., 252 il.
  • Bunt C. A Florentine Nielloed Cross // The Burlington Magazine for Connoisseurs. — Vol. 65 — No. 376 (Jul. 1934). — Р. 26–30.
  • Hackenbroch Y. Renaissance Jewellery; publ. in association with the Metropolitan Museum. — London — Munchen — New York: Sotheby Parke Bernet, Verlag C. H. Beck, 1979. — XXXXV pl., 424 p.
  • Hoch Renaissance im Vatikan: Kunst und Kultur im Rom der Päpste I 1503–1534 // Kunst- und Ausstelungshalle der Bundesrepublik; Vatikanische Museen, Biblioteca Apostolica Vaticana. — S. 1. —1999. — 607 s.
  • Farmer J. D. The Virtuoso Craftsman; Northern European Design in the Sixteenth Century. — Worcester Art Museum, 1969. — 202 p.
  • Fifteenth Century Woodcuts and Metalcuts from the National Gallery of Art / Catalogue prepared by Richard S. Field. — Smithsonial Institution. Washington, [1965]. — 365 p.
  • Katalin D. Magyar egyházi gyújtemenyek kincsei. — Budapest: Corvina Kiadó, 1981. — 30 p., 120 il.
  • Kuča K. et al. Castles Country Houses and the Other Monuments in the Care of the National Heritage Institute. — Prague, The National Heritage Institute, 2009. — 437 p.
  • Kugel J. Joyaux Renaissance. Une splendeur retrouvée. Catalogue. 279, rue Saint-Honoré. — Paris VIII, 2000. — 145 p.
  • Leithe-Jasper M. The Kunsthistorisches Museum Vienna. The Imperial und Ecclesiastical Treasury. —London: Scala Books, 1998. — 96 p.
  • Durand J., Laffite M-P. Le Tresor de la Sainte-Chapelle. — Paris: Rédes MuséNationaux, 2001. — 302 p.
  • Milliken W. A Niello Book Cover of the Fifteenth Century // The Bulletin of the Cleveland Museum of Art. — Vol. 39. — No. 6. — Part I (Jun 1952). — Р. 119–121.
  • Treasures of Heaven. Saints, Relics and Devotion in Medieval Europe / M. Bagnoli, H. A. Klein, C. G. Mann, J. Robinson (eds.). — London: The British Museum Press, 2010. — 237 p.
  • Rosenberg M. Geschichte der Goldschmiedekunst auf technischer Grundlage. Abteilung: Niello. —Frankfurt am Main: Verlag von Heinrich Keller, 1908. — 76 S.
  • Rosenberg M. Geschichte der Goldschmiedekunst auf technischer Grundlage. Niello seit dem Jahre 1000 nach Chr. — Frankfurt am Main: Joseph Baer & CO, 1925. — 104 S.
  • Sterligova I. Moscou: le “Grand Atelier” orfevrerie et Broderie d’Art a la Cour // Sainte Russie. — Paris: Musee du Louvre, Somogy-Editions D’Art, 2010. — P. 472–478.