Для цитирования данной статьи, пожалуйста, используйте эту ссылку: http://dx.doi.org/10.18688/aa166-3-25
Заголовок Контакты и противостояние русской и западно- европейской художественной культуры в XVI столетии. Некоторые наблюдения.
Автор email engelina32@mail.ru
Сведения об авторе Смирнова Энгелина Сергеевна — доктор искусствоведения, профессор. Московский государственный университет имени М. В. Ломоносова, Ленинские горы, д. 1, Москва, Российская Федерация, 119991.
В рубрике Древнерусское искусство DOI10.18688/aa166-3-25
Год 2016 Номер сборника 6 Страницы 242251
Тип статьи Научная статья Индекс УДК 75.046; 75.03; 7.046.3 Индекс ББК 85.14
Аннотация

Своеобразная интерпретация западноевропейских мотивов в русской культуре прослеживается на протяжении многих веков преимущественно в архитектуре, декоре храмовых фасадов, декоративно-прикладном искусстве, книжном орнаменте. В живописи XVI в. отражение западноевропейских мотивов наблюдается в рисунке «готических» архитектурных фонов, а иногда — в стилистических элементах (контуры фигур, характер поз и движений). Другая сторона русско-европейских культурных контактов — борьба Московской Руси против отрицания истинности священных изображений, которое содержалось в развивающемся протестантизме. Изображение Христа на Плате или на чрепии сопровождается в русском искусстве надписями «образ Спасов» иногда с добавлением «Нерукотворенный». В иконографии Богоматери распространяются сцены, изображающие, как сам евангелист Лука пишет образ Богородицы (иногда в присутствии самой Богоматери) с помощью ангела, символизирующего Божественную Премудрость. В изображениях святых подчеркивается истинность и многообразие совершенных ими чудотворений. Эта идея наиболее ярко проявляется в иконографии св. Николая Мирликийского: изображается, как Христос и Богоматерь дают ему знаки епископского сана — книгу Евангелия и омофор, а в совершении чудесных деяний ему помогают ангелы.

Ключевые слова
Библиографическая ссылка Смирнова Э. С. Контакты и противостояние русской и западно- европейской художественной культуры в XVI столетии. Некоторые наблюдения. // Актуальные проблемы теории и истории искусства: сб. науч. статей. Вып. 6. / Под ред. А.В. Захаровой, С.В. Мальцевой, Е.Ю. Станюкович-Денисовой. – СПб.: НП-Принт, 2016. С. 242–251. ISSN 2312-2129. http://dx.doi.org/10.18688/aa166-3-25
Publication Язык статьи русский
Список цитируемой литературы
  • Антонова В. И., Мнёва Н. Е. Каталог древнерусской живописи [Государственная Третьяковская галерея]. опыт историко-художественной классификации. — Т. 2. — М.: Искусство, 1963. — 570 с.
  • Баталов А. Л. Европейские архитекторы и военные специалисты на службе Ивана IV в свете письменных источников: еще раз об истории Ганса Шлитте // Материалы и исследования Государственных музеев Московского Кремля. — Вып. 22. — М.: Государственный историко-культурный музей-заповедник «Московский Кремль», 2014. — С. 8–32.
  • Баталов А. Л. Ренессансная орнаментация в архитектуре эпохи Ивана Грозного // Московский Кремль XVI столетия. Древние святыни и исторические памятники. — М.: Буксмарт, 2015. — С. 219–236.
  • Баталов А. Л., Беляев Л. А. церковь Вознесения в Коломенском: архитектура, археология, история. — М.: Издательско-полиграфический отдел Московского государственного объединенного музея-заповедника, 2013. — 202 с.
  • Булкин В. А. о церкви Вознесения в Коломенском // Культура средневековой Руси. Посвящается 70-летию М. К. Каргера. — Л.: Наука (Ленинградское отделение), 1974. — С. 113–116.
  • Булкин В. А. о древнерусской архитектуре. Избранные труды. — СПб.: Каламос, 2012. — 199 с.
  • Декоративно-прикладное искусство Великого Новгорода. Художественный металл. XI–XV века/ Ред.-сост. И. А. Стерлигова. — М.: Наука, 1996. — 513 с.
  • Дмитриев Ю. Н. «Строгановская школа» живописи // История русского искусства. — Т. III. —М.: Изд-во АН СССР, 1955. — С. 643–676.
  • Иконы Великого Новгорода XI – начала XVI века. — М.: Северный паломник, 2008. — 550 с.
  • Иконы Пскова. — М.: Северный паломник, 2006. — 511 с.
  • Иоаннисян О. М. Зодчество первой половины – середины XII века // История русского искусства. Т. 2/1. Искусство 20–60-х годов XII века / отв. ред. Л. И. Лифшиц. — М.: Государственный институт искусствознания, 2012. — С. 30–157.
  • Искусство строгановских мастеров в собрании Государственного Русского музея. — Л.: Художник РСФСР, 1987.— 139 с.
  • Квливидзе Н. В. Западноевропейские источники иконографии «четырехчастной» иконы из Благовещенского собора // Лазаревские чтения. Искусство Византии, Древней Руси, Западной Европы. Материалы научной конференции. 2008. — М.: Изд-во Московского университета, 2008. — С. 175–190.
  • Квливидзе Н. В. Фрески Смоленского собора. Иконографическая программа росписи // Московский Новодевичий монастырь. К 500-летию основания. Антология / Сост. А. Л. Баталов, Л. А. Беляев. — М.: Арткитчен, 2012. — С. 337–385.
  • Костромская икона XIII–XIX веков / Авт.-сост. Н. И. Комашко, С. С. Каткова. — М.: Гранд-Холдинг, 2004. — 671 с.
  • Лазарев В. Н. Заметки о методологии изучения древнерусского искусства // Лазарев В. Н. Византийское и древнерусское искусство. Статьи и материалы. — М.: Наука, 1978. — С. 306–308.
  • Лазарев В. Н. Искусство средневековой Руси и Запад (XI–XV вв.) // Лазарев В. Н. Византийское и древнерусское искусство. Статьи и материалы. — М.: Наука, 1978. — С. 227–296.
  • Лифшиц Л. И. Белокаменная резьба Северо-Восточной Руси // История русского искусства. Т. 2/2. — М.: Государственный институт искусствознания, 2015. — С. 356–431.
  • Макарий, архимандрит (Миролюбов). Археологическое описание церковных древностей в Нов- городе и его окрестностях. — ч. 2. — М.: Типография М. Готье, 1860. — 358+LIX c.
  • Манукян А. М. о происхождении техники «золотой наводки» в домонгольской Руси // Искусство христианского мира. — Вып. XI. — М.: Изд-во ПСТГУ, 2009. — С. 440–452.
  • Маханько М. Почитание и собирание древних икон в истории и культуре Московской Руси XVI века. — М.: Буксмарт, 2015. — 351 с.
  • Неволин Ю. А. Влияние идеи «Москва — Третий Рим» на традиции древнерусского изобразительного искусства // Искусство христианского мира. — Вып. 1. — М.: Изд-во ПСТГУ, 1996. — С. 71–84.
  • Орлова М. А. орнамент и другие элементы декоративного убранства в живописи середины 1120-х – начала 1160-х годов // История русского искусства. Т. 2/1. Искусство 20–60-х годов XII века / отв. ред. Л. И. Лифшиц. — М.: Государственный институт искусствознания, 2012. — С. 337–411.
  • Подъяпольский С. С. Архитектор Петрок Малой // Памятники русской архитектуры и монументального искусства: стили, атрибуции, датировки. — М.: Наука, 1983. — С. 34–50.
  • Полное собрание русских летописей. Т. XIII [Никоновская летопись]. — М.: Языки русской культуры, 2000. — 532 с.
  • Псковская икона XIII–XVI веков/Авт. каталога И. С. Родникова. — Л.: Аврора, 1990. — 323 с.
  • Русская икона XI–XIX веков в собрании Новгородского музея. Путеводитель по экспозиции /Сост. Е. В. Игнашина, Ю. Б. Комарова. — М.: Северный паломник, 2004. — 163 с.
  • Сарабьянов В. Д. Живопись середины 1120-х – начала 1160-х гг. // История русского искусства. Т. 2/1. Искусство 20–60-х годов XII века / отв. ред. Л. И. Лифшиц. — М.: Государственный институт искусствознания, 2012. — С. 286–330.
  • Святой Николай Мирликийский в произведениях XII–XIX столетий из собрания Русского музея / Научн. ред. И. Д. Соловьева. — СПб.: Palace Editions, 2006. — 247 с.
  • Симон Ушаков — царский изограф [каталог выставки] / Научн. ред. Л. В. Нерсесян. — М.: Государственная Третьяковская галерея, 2015. — 527 с.
  • Служение красоте. Древнерусское и народное искусство из собрания Воробьевых. Каталог выставки / Научн. ред. и сост. И. А. Шалина. — М.: частное учреждение культуры «Музей русской иконы», 2015. — 431 с.
  • Смирнова Э. С. «Смотря на образ древних живописцев...». Тема почитания икон в искусстве Средневековой Руси. — М., Северный Паломник, 2007. — 383 с.
  • Смирнова Э. С. Искусство книги в Средневековой Руси. Лицевые рукописи Великого Новгорода. XV век. — М.: Северный паломник, 2011. — 559 с.
  • Смирнова Э. С. Некоторые особенности русской иконографии XVI в.: полемика c «Люторовой ересью»? // ΣΥΜΜΕΙΚΤΑ. Зборник радова поводом четрдесет година Институту за историjу уметности Филозофског факултета Универзитета у Београду / Уредник И. Стевовић. — Београд, 2012. — С. 397–405.
  • Смирнова Э. С. Некоторые особенности русской художественной жизни и иконографии XVI в.: полемика с «Люторовой ересью» // Европейское Возрождение и русская культура XV – середины XVII в.: контакты и взаимное восприятие / отв. ред. О. Ф. Кудрявцев. — М.: Политическая энциклопедия, 2013. — С. 295–307.
  • Спас Нерукотворный в русской иконе / Авт.-сост. Л. М. Евсеева, А. М. Лидов, Н. Н. Чугреева. — М.: оАо «Московские учебники и картолитография», 2005. — 439 с.
  • У истоков русского книгопечатания / Под ред. М. Н. Тихомирова, А. А. Сидорова, А. И. Назарова. — М.: Изд-во АН СССР, 1959. — 266 с.
  • Шалина И. А. Житийные клейма иконы святого Георгия из собрания Государственного Русского музея и живопись Новгорода второй четверти XVI века // Искусство христианского мира. — Вып. XI. — М.: Изд-во ПСТГУ, 2009. — С. 336–358.
  • Art under Attack. Histories of British Iconoclasm / T. Barber, S. Boldrick (eds.). — London: Tate Publishing, 2013. — 179 p.
  • Bischoff C. Meisterwerke der Gemäldegalerie (Kurzführer durch das Kunsthistorische Museum, Bd. 5). — Wien: Skira, 2006. — 84 S.
  • Kyriakoudis E. N., Minos N., Nikonanos N., Tavlakis I., Mavropoulou-Tsioumi Chr., Chryssochoïdis K. The Holy Xenophontos Monastery. The Icons / S. Papadopoulos (ed.). — Mount Athos, 1999. —302 p.
  • Marks R. Image and Devotion in Late Medieval England. — Glochestershire: Sutton Рubl., 2004.— 344 р.
  • Smirnova E. Saint Nicholas the Wonderworker with Angels and Miracles. A New Image of Saint Nicholas of Myra in Russian Art of the 16th Century (Icon from a Private Collection in London) // Journal of Icon Studies (Museum of Russian Icons, Clinton). — Vol. 1 / R. N. Smith (ed.). — Clinton (MA), 2015. — P. 1–21.