Для цитирования данной статьи, пожалуйста, используйте эту ссылку: http://dx.doi.org/10.18688/aa166-3-24
Заголовок Некоторые направления в теории и практике итальянского Ренессанса и их отражение в деятельности итальянских архитекторов в России в XVI веке.
Автор email head@kremlin.museum.ru
Сведения об авторе Баталов Андрей Леонидович — доктор искусствоведения, профессор, заместитель генерального директора по научной работе. Государственный историко-культурный музей-заповедник «Московский Кремль». Кремль, Москва, Российская Федерация, 103132.
В рубрике Древнерусское искусство DOI10.18688/aa166-3-24
Год 2016 Номер сборника 6 Страницы 229241
Тип статьи Научная статья Индекс УДК 7.033 (470.3) Индекс ББК 85.11
Аннотация

Статья посвящена малоизученной проблеме соответствия построек итальянских архитекторов на землях великого князя в первой трети XVI в. поискам облика идеального храма в итальянском Ренессансе. Наследие итальянских архитекторов на русской почве по типологии четко разделяется на две основные группы. Первая — это сооружения, чья композиция и пространственно-планировочная структура были определены сакрально-значимым местным образцом. Вторая — сооружения, представляющие собой типы построек, не имеющих генетических связей с местными произведениями. Именно в этих постройках в большей степени можно увидеть отражение основных тенденций архитектуры итальянского Ренессанса, что привлекло к ним внимание автора статьи. За небольшим исключением, все они связаны с разработкой типа центрического храма и его вариантов, ставшей магистральным направлением в итальянской архитектуре начиная с флорен- тийских построек Брунеллески и Микелоццо. Трактаты Франческо ди Джорджо Мартини, графи- ческие опыты Леонардо, постройки Браманте и ломбардских архитекторов создали тот архитектурный контекст, в котором сформировались архитекторы, отправившиеся на службу великому князю, в основном выходцы из северо-итальянских государств. На Руси за короткий срок они создают многочисленные варианты центрического храма, значительно обогащающие весь итальянский опыт в разработке этого типа. Автор показывает, как на русской почве это направление в итальянской архитектуре пересекается с другим — интерпретацией романо-готического наследия. Тема готики в архитектуре Ренессанса, или maniera tedesca, связанная с именами Леонардо да Винчи, Бальдассаре Перуцци, Бароцци да Виньола и других, впервые актуализируется автором в связи с готическими мотивами в архитектурном облике поздних итальянских построек в Москве.

Ключевые слова
Библиографическая ссылка Баталов А. Л. Некоторые направления в теории и практике итальянского Ренессанса и их отражение в деятельности итальянских архитекторов в России в XVI веке. // Актуальные проблемы теории и истории искусства: сб. науч. статей. Вып. 6. / Под ред. А.В. Захаровой, С.В. Мальцевой, Е.Ю. Станюкович-Денисовой. – СПб.: НП-Принт, 2016. С. 229–241. ISSN 2312-2129. http://dx.doi.org/10.18688/aa166-3-24
Publication Язык статьи русский
Список цитируемой литературы
  • Альберти Л.-Б. Десять книг о зодчестве / Пер. и комм. В. П. Зубова. Т. 1. — М.: Всесоюзная академия архитектуры, 1935. — 392 с.
  • Баталов А. Л. К истории храмового строительства в Москве первой трети XVI века и проблема топографической локализации Ивановского монастыря // ДРИ. Древнерусское и поствизантийское искусство: Вторая половина XV – начало XVI века. К 500-летию росписи собора Рождества Богородицы Ферапонтова монастыря / отв. ред. Л. И. Лифшиц. — М.: Северный паломник, 2005. — С. 454–466.
  • Баталов А. Л. о происхождении шатра в русском каменном зодчестве XVI в. // ДРИ. Идея и образ. опыт изучения византийского и древнерусского искусства / отв. ред. А. Л. Баталов, Э. С. Смирнова. — М.: Северный паломник, 2009. — С. 55–74.
  • Баталов А. Л. Ренессансная креативность в русской архитектуре — интерпретация последствий // Вестник истории, литературы, искусства. — 2006. — Т. 3. — С. 215–229.
  • Баталов А. Л. церковь Воскресения Христова в Кремле — малоизученная постройка Петрока Малого // Лазаревские чтения: Искусство Византии, Древней Руси и Западной Европы. Материалы научной конференции 2011. — М.: Изд-во Московского университета, 2012. — С. 162–183.
  • Баталов А. Л., Беляев Л. А. церковь Вознесения в Коломенском: архитектура, археология, история. — М.: МГоМЗ, 2013. — 204 с.
  • Булкин В. А. о церкви Вознесения в Коломенском // Культура средневековой Руси. — Л.: Наука, 1974. — С. 113–116.
  • Булкин В. А. Итальянизмы в древнерусском зодчестве XVI в. дис... к. иск. — М., 1975 — 192 с.
  • Вазари Дж. Жизнеописания наиболее знаменитых живописцев, ваятелей и зодчих. Т. 1 / Пер. и комм. А. И. Венедиктова, ред. А. Г. Габричевского. — М.: Изд. центр «Терра», 1993. — 604 с.
  • Выголов В. П. К вопросу о постройках и личности Алевиза Фрязина // ДРИ. Исследования и атрибуции. — СПб.: Дмитрий Буланин, 1997. — С. 234–245.
  • Дедушенко Б. П. Собор Петра митрополита Высоко-Петровского монастыря в Москве // Вопросы охраны, реставрации и пропаганды памятников истории и культуры. — Вып. V. — М.: НИИ Культуры, 1976. — С. 158–173.
  • Демидов С. В., Гончарова Н. Н., Яганов А. В., Яковлев Д. Е. церковь Алексия Мирополита Алексеевского монастыря в Угличе. опыт реконструкции первоначального облика // ΣоФIA. Сборник статей по искусству Византии и Древней Руси в честь А. И. Комеча. — М.: Северный паломник, 2006. — С. 121–152.
  • Евдокимов Г. С. Храм XVI века в подклете церкви Варвары на Варварке: предварительные итоги исследования // Московская Русь. Проблемы археологии и истории архитектуры. К 60-летию Л. А. Беляева / Сост. А. Л. Баталов, Н. А. Кренке. — М.: Институт археологии РАН, 2008. — С. 233–243.
  • Кавельмахер В. В., Панова Т. Д. остатки белокаменного храма XIV в. на Соборной площади Московского Кремля // Культура Средневековой Москвы XIV–XVII вв. — М.: Наука, 1995. — С. 66–83.
  • Лазарев В. Н. Начало раннего Возрождения в итальянском искусстве. Архитектура. Скульптура. Живопись. Трактаты. Т. 1. — М.: Искусство, 1979. — 240 с.
  • Мельник А. Г. Интерьер московского Успенского собора как одна из важнейших парадигм в русском храмовом зодчестве XVI в. // История и культура Ростовской земли. 1994. — Ростов: Государственный музей-заповедник «Ростовский Кремль», 1995. — С. 124–133.
  • Мельник А. Г. Новые данные об Успенском соборе Ростова Великого // Реставрация и архитектурная археология: Новые материалы и исследования. — М.: ВНИИТАГ, 1991. — С. 125–135.
  • Мильчик М. И., Петров Д. А. Успенская церковь Ивангорода и ее венецианские прототипы // Крепость Ивангород: Новые открытия / Сост. М. И. Мильчик. — СПб.: Дмитрий Буланин, 1997. — С. 124–163.
  • Петров Д. А. Проблемы реконструкции первоначального облика и место в истории архитектуры // Свод памятников архитектуры Московского Кремля. Т. 1: Иван Великий и ансамбль соборных звонниц / Ред. А. Л. Баталов. — М.: ГИКМЗ «Московский Кремль», 2015. — С. 26–52.
  • Петров Д. А. центрические сооружения времени Василия III и регентства Елены Глинской. Проблемы интерпретации // Архив архитектуры. — 1997. — Вып. IX. — С. 128–161.
  • Подъяпольский С. С. Архитектор Петрок Малой // Памятники русской архитектуры и монументального искусства: стили, атрибуции, датировки. — М.: Наука, 1983. — С. 34–50.
  • Подъяпольский С. С. Венецианские истоки архитектуры московского Архангельского собора // ДРИ. Зарубежные связи. — М.: Наука, 1975. — С. 252–279.
  • Подъяпольский С. С. Историко-архитектурные исследования. Статьи и материалы. — М.: Индрик, 2006. — 320 c.
  • Подъяпольский С. С. о деятельности Алевиза Нового в России // ДРИ. Проблемы атрибуции. — М.: Государственный институт искусствознания, 1993. — С. 188–189.
  • Подъяпольский С. С., Евдокимов Г. С., Рузаева Е. И., Яганов А. В., Яковлев Д. Е. Новые данные о Кремлевском дворце рубежа XV–XVI вв. // ДРИ. Русское искусство Позднего Средневековья: XVI век / отв. ред. А. Л. Баталов. — СПб.: Дмитрий Буланин, 2003. — С. 51–98.
  • Ратомская Ю. В. К вопросу о прототипах русских столпообразных храмов 1520–1530-х годов // Московский Кремль XV столетия. Т. II. Архангельский собор и колокольня «Иван Великий» Московского Кремля. 500 лет / отв. ред.: А. Л. Баталов, И. А. Воротникова. — М.: ГИКМЗ «Московский Кремль», 2011. — С. 292–299.
  • Ратомская Ю. В. церковь Иоанна Лествичника в Московском Кремле как образец в строительстве столпообразных храмов в эпоху Ивана Грозного // Московский Кремль XV столетия. Т. II. Архангельский собор и колокольня «Иван Великий» Московского Кремля. 500 лет / отв. ред.: А. Л. Баталов, И. А. Воротникова. — М.: ГИКМЗ «Московский Кремль», 2011. — С. 282–291.
  • Седов Вл. В. Итальянский архитектор в Пскове в ХVI веке // Архитектура мира. Вып. 2: Взаимодействие традиций в архитектуре: Материалы конференции «Запад — Восток» / Ред. О. Х. Халпахчьян, И. А. Добрицына, В. В. Седов. — М.: Коло, 1993. — С. 22–27.
  • Яганов А. В., Рузаева Е. И. Успенский собор в Дмитрове. — М.: Северный паломник, 2003. — 304 c.
  • Beljaev L. A. Italian Artists in the Moscow Rus’ from the Late 15th to the Middle of the 16th Century: Architectural Concepts of Early Orientalism in the Renaissance Period // L’artista a Bisanzio e nel mondo cristiano-orientale / A cura di M. Bacci. — Pisa: Edizioni della Normale, 2007. — P. 269–302.
  • Bernheimer R. Gothic Survival and Revival in Bologna // The Art Bulletin. — 1954. — Vol. 36. — Νο. 4. — P. 263–284.
  • Białostocki J. The Art of the Renaissance in Eastern Europe. Hungary. Bohemia. Poland. —Oxford: Phaidon, 1976. — 312 p.
  • Brandis M. Ein gotisches St. Peter? Peruzzis Entwürfe für S. Petronio in Bologna // Zeitschrift für Geschichte der Baukunst. — 2000. — Bd. 30. — S. 97–140.
  • Brandis M. La maniera tedesca. Eine Studie zum historischen Verständis der Gotik in Italien der Renaissance in Geschichtsschreibung, Kunsttheorie und Baupraxis. — Weimar: Verlag und Datenbank für Geisteswissenschaften, 2002. — 400 S.
  • Francesco di Giorgio Martini. Trattati di architettura ingegneria e arte militare. T. 1: Architettura ingegneria e arte militare dai codici Torinese Saluzziano 148 e Laurenziano Ashburnhamiano 361 / A cura di C. Maltese, trascrizione di L. Maltese Degrassi. — Milano: Polifilo, 1967. — 289 p.
  • Schofield R., Sironi G. New Information on San Satiro // Bramante Milanese e l’architettura del Rinascimento Lombardo / A cura di L. Frommel, L. Giordano, R. Schofield. — Vicenza: Marsilio, 2002. — P. 281–296.