Для цитирования данной статьи, пожалуйста, используйте эту ссылку: http://dx.doi.org/10.18688/aa166-2-14
Заголовок Монументальная живопись Армении VII столетия в контексте восточнохристианской традиции.
Автор email zaruhy@yandex.ru
Сведения об авторе Акопян Заруи Аветисовна — кандидат искусствоведения, ассистент. Ереванский государственный университет, ул. Алекса Манукяна, д. 1, Ереван, Республика Армения, 0025.
В рубрике Восточнохристианское искусство DOI10.18688/aa166-2-14
Год 2016 Номер сборника 6 Страницы 133142
Тип статьи Научная статья Индекс УДК 7.033; 7.033.2; 7.033.12; 7.033.1 Индекс ББК 85.14
Аннотация

О монументальной живописи раннесредневековой Армении почти не упоминается в искусствоведческой литературе. Это отчасти объясняется тем, что памятники монументальной живописи на территории исторической Армении в большинстве своем утрачены, а в ученой среде укоренилось мнение, что монументальная живопись не была традиционна для средневековой армянской культуры. однако изучение остатков этих ансамблей, а также архивные фотографии свидетельствуют о том, что в VII столетии монументальная живопись в Армении имела беспрецедентное развитие и достигла своего наивысшего расцвета. Другой важный вывод — это то, что монументальная живопись имела очень яркие страницы в истории средневековой Армении, которые всегда совпадали с периодами активизации контактов с византийским культурным миром.

Согласно исследованиям, около тридцати церквей в центральной Армении (Айрарат), где была сосредоточена светская и духовная власть в рассматриваемую эпоху, были украшены монументальной живописью. Главные храмы страны — Эчмиадзинский и Двинский кафедральные соборы — имели мозаики, остальные церкви были украшены фресками, а в храме Звартноц мозаика сочеталась с настенной живописью. Сохранившиеся фрагменты монументальной живописи дают основание утверждать о существовании как минимум двух художественных и иконографических направлений в раннесредневековой Армении, причем одна группа памятников выявляет опреде- ленную близость к художественной традиции восточных окраин Византийской империи, а другая — к столичным памятникам. Несмотря на то что христологические сцены не сохранились, до нас дошли апсидные композиции, представленные в разных иконографических решениях. Среди них можно выделить сцены «Вознесение», «Христос, дающий Закон», «Этимасия», а также изображение Богоматери.

Несмотря на большие утраты и фрагментарное состояние раннесредневековых монументальных ансамблей Армении, они представляют собой большую ценность в контексте восточнохристианского искусства, так как являются неотъемлемой частью этого культурного мира.

Ключевые слова
Библиографическая ссылка Акопян З. А. Монументальная живопись Армении VII столетия в контексте восточнохристианской традиции. // Актуальные проблемы теории и истории искусства: сб. науч. статей. Вып. 6. / Под ред. А.В. Захаровой, С.В. Мальцевой, Е.Ю. Станюкович-Денисовой. – СПб.: НП-Принт, 2016. С. 133–142. ISSN 2312-2129. http://dx.doi.org/10.18688/aa166-2-14
Publication Язык статьи русский
Список цитируемой литературы
  • Акопян З. А. Символический образ Небесного Иерусалима в рельефных изображениях Звартноца // ИХМ. — 2009. — Вып. XI. — С. 101–109.
  • Акопян З. А. «Даяние Закона» в армянской раннесредневековой иконографической традиции (VII век) // ИХМ. — 2016. — Вып. XIII. — С. 99–114.
  • Амиранашвили Ш. Я. История грузинского искусства. — М.: Искусство, 1963. — 463 с.
  • Аракелян Б. Н. Армянская мозаика 4–7 вв. // ВоН. — 1971. — No 3. — С. 17–25.
  • Дурново Л. А. Древние фрески Армении // очерки по истории искусства Армении / Сб. статей под ред. К. С. Кравченко. — М.-Л.: Искусство, 1939. — 106 с.
  • Дурново Л. А. Стенная живопись в Аруче (Талиш) // ИАН. — 1952. — No 1. — С. 49–66.
  • Дурново Л. А. Краткая история древнеармянской живописи. — Ереван: Армянское государственное изд-во, 1957. — 58 с.
  • Дурново Л. А. очерки изобразительного искусства средневековой Армении. — М.: Искусство,1979. — 331 с.
  • Казарян А. Ю. Архитектура стран Закавказья VII в.: формирование и развитие традиции. — М.:Локус Станди, 2012. — Т. 1. — 388 с.
  • Казарян А. Ю. Архитектура стран Закавказья VII в.: формирование и развитие традиции. — М.:Локус Станди, 2012. — Т. 2. — 640 с.
  • Казарян А. Ю. Архитектура стран Закавказья VII в.: формирование и развитие традиции. — М.:Локус Станди, 2012. — Т. 3. — 692 с.
  • Караулов Н. А. Сведения арабских географов IX и X веков о Кавказе // СМоМПК. — Тифлис,1908. — Вып. XXXVIII. — С. 1–30.
  • Котанджян Н. цветовая структура стенописи церкви св. Степаноса в Коше // ВоН. — 1975. —No 6. — С. 86–90.
  • Котанджян Н. цвет в раннесредневековой живописи Армении. Анализ памятников VI–VII вв.— Ереван: Советский грох, 1978. — 136 с.
  • Котанджян Н. Художественный язык Аручской росписи и раннесредневековые фрески Армении // II МСАИ. — Ереван: Изд-во АН АрмССР, 1978. — T. 3. — С. 164–172.
  • Лазарев В. Н. Византийская живопись. — М.: Наука, 1971. — 410 с.
  • Лазарев В. Н. История византийского искусства. — М.: Искусство, 1986. — Т. 2. — 550 с.
  • Леквинадзе В. А. о древнейшей базилике Питиунта и ее мозаиках // ВДИ. — 1970. — No 2. —С. 174–193.
  • Манукян С. С. Сложение системы росписей армянского храма // II МСАИ. — Ереван: Изд-во АН АрмССР, 1978. — Т. 3. — С. 173–181.
  • Мнацаканян С. Х. Звартноц. Памятник армянского зодчества VII века. — М.: Искусство, 1971.— 160 с.
  • Пуцко В. Апсидная роспись церкви Кармравор в Аштараке // ВоН. — 1982. — No 12. — С. 77–82.
  • Саинян А. Новые данные об архитектуре Эчмиадзинского собора // XXV международный конгресс востоковедов. отдельный оттиск. М.: Изд-во восточной литературы, 1960. — С. 61–64.
  • Тер-Мартиросов Ф., Микаелян Л. Древние корни строительной техники «мидис» // ВоН. — 2009. — No 2. — С. 131–144.
  • Der Nersessian S. La peinture Arménienne au VIIe siècle et les miniatures de l’Évangile d’Etchmiadzin// Der Nersessian S. Études Byzantines et Arméniennes. — Louvain: Éditions Peeters, 1973. — T. 1. —P. 525–532.
  • Der Nersessian S. Image Worship in Armenia and its Opponents // Der Nersessian S. Études Byzantines et Arméniennes. — Louvain: Éditions Peeters, 1973. — T. 1. — Р. 405–415.
  • Kalantarian A. A. Dvin. Histoire et Archeologie de la ville médiévale. — Neufchâtel: Recherches et publications, 1996. — 192 p.
  • Maranci Ch. New Observations on the Frescoes at Mren // REArm. — 2013. — Vol. 35. — P. 203–225.
  • Mathews. Vrt’anes K’ert’oł and the Early Theology of Images // REArm. — 2008–2009. — Vol. 31. — P. 101–126.
  • Sxirt’laze Z. A propos du décore absidal de C’romi // REGC. — 1990–1991. — Vol. 6–7. — Р. 163–173.