Для цитирования данной статьи, пожалуйста, используйте эту ссылку: http://dx.doi.org/10.18688/aa166-1-10
Заголовок Cuirasse esthétique в терминах и понятиях «Риторики» Аристотеля.
Автор email sechin_a@mail.ru
Сведения об авторе Сечин Александр Георгиевич — кандидат искусствоведения, доцент. Российский государственный педагогический университет имени А. И. Герцена, наб. р. Мойки, д. 48, Санкт- Петербург, Российская Федерация, 191186.
В рубрике Искусство Древнего мира DOI10.18688/aa166-1-10
Год 2016 Номер сборника 6 Страницы 101109
Тип статьи Научная статья Индекс УДК 7.041.3; 808.5 Индекс ББК 85.1
Аннотация

Cuirasse esthétique (фр., букв. эстетическая кираса) — схематическое изображение мужского торса, восходящее к «Канону» («Дорифору») древнегреческого скульптора Поликлета. Используя определение К. Кларка наготы в искусстве как художественной формы, изобретенной греками в V в. до н. э., можно говорить о Поликлетовом мужском торсе как идеальной форме изображения тела человека, прямого или косвенного, в виде мускульного панциря. Кларк полагал, что в глазах современного зрителя эта идеальная форма груба и абсолютно безжизненна, хотя в свое время восхищала многих художников эпохи Возрождения, — ярким примером такого восхищения и подражания может служить творчество Мантеньи. Таким образом, cuirasse esthétique, с одной стороны, маркирует собой некое эстетическое единство Античности и Ренессанса, с другой же — отделяет указанные эпохи от художественной культуры Нового времени, хотя, как мы знаем, была популярна в искусстве классицизма, а в академизме и салонном искусстве существует поныне. По нашему мнению, cuirasse esthétique еще в Античности стала общепринятым приемом иконической риторики, чем и можно объяснить ее широкое распространение в искусстве на протяжении длительного времени. В качестве такого приема она может быть описана в терминах и понятиях «Риторики» Аристотеля, что способствует уточнению ее смысла. Древнегреческий философ различал «общие места (топосы)» и «частные энтимемы (эйдосы и роды)», последние образуются и используются в границах какого-либо искусства согласно с его возможностями. Как риторический силлогизм (частная энтимема) cuirasse esthétique представляет собой визуальное клише, значение которого тесно сопряжено с физиогномическими представлениями древних греков о сущностных качествах мужчины вообще. В родовом отношении это клише наилучшим образом соотносится с эпидейктическим (хвалебным) красноречием, для которого, по словам Аристотеля, обычным способом убеждения были сравнение и преувеличение.

Ключевые слова
Библиографическая ссылка Сечин А.Г. Cuirasse esthétique в терминах и понятиях «Риторики» Аристотеля. // Актуальные проблемы теории и истории искусства: сб. науч. статей. Вып. 6. / Под ред. А.В. Захаровой, С.В. Мальцевой, Е.Ю. Станюкович-Денисовой. – СПб.: НП-Принт, 2016. С. 101–109. ISSN 2312-2129. http://dx.doi.org/10.18688/aa166-1-10
Publication Язык статьи русский
Список цитируемой литературы
  • Аристотель. Риторика / Пер. Н. Платоновой // Античные риторики / Под ред. А. А. Тахо-Годи. — М.: Изд-во Московского университета, 1978. — С. 15–164.
  • Кларк К. Нагота в искусстве. Исследование идеальной формы / Пер. с англ. М. Куренной, И. Кытмановой, А. Толстовой. — СПб.: Азбука-классика, 2004. — 480 с.
  • Лосев А. Ф. История античной эстетики. Аристотель и поздняя классика. — М.: Искусство, 1975. — 776 с.
  • Лосев А. Ф. История античной эстетики. Ранняя классика / 2-е изд., испр. и доп. – М.: Ладомир, 1994. — 544 с.
  • «Новая Академия. Санкт-Петербург» — музей актуального искусства ART4.RU // LiveJournal. URL: http://art4ru.livejournal.com/310278.html (дата обращения: 30.01.2016).
  • Плиний Старший. Естествознание. об искусстве / Изд. подготовил Г. А. Тароян. — М.: Ладомир, 1994. — 941 с.
  • Рахманова А. Императрица Агриппина интригует: опера барокко в Берлине // Deutsche Welle. 08.02.2010. URL: http://www.dw.com/ru/императрица-интригует-опера-барокко в- берлине/a-5220515 (дата обращения: 30.01.2016).
  • Степанов А. В. Искусство эпохи Возрождения. Италия. XIV–XV века. — СПб.: Азбука-классика, 2003. — 504 с.
  • Эко У. Отсутствующая структура. Введение в семиологию / Пер. с итал. В. Г. Резник, А. Г. Погоняйло. — СПб.: Симпозиум, 2004. — 544 с.
  • Buchbinder D. Studying Man and Masculinities. — London — New York: Routledge, 2013. — 203 p.
  • Charbonneaux J. La Sculpture grecque classique. — Vol. 2. — Paris: Éditions de Cluny, 1945. — 226 p.
  • Dutton K. R. The Perfectible Body: The Western Ideal of Physical Development. — New York: Continuum International Publ. Group, 1995. — 400 p.
  • Hallett C. H. The Origins of the Classical Style in Sculpture // The Journal of Hellenic Studies. — 1986. — Vol. 106. — P. 71–84.
  • Pollitt J. J. Art and Experience in Classical Greece. — Cambridge: Cambridge University Press, 1972. — 208 p.
  • Pollini J. The Agustus from Prima Porta and the Transformation of the Polykleiton Heroic Ideal: The Rhetoric of Art // Polykleitos, the Doryphoros, and Tradition / W. G. Moon (ed.). — Madison, Wis.: The University of Wisconsin Press,1995. — P. 262–282.
  • Pollini J. From Republic to Empire: Rhetoric, Religion, and Power in the Visual Culture of Ancient Rome. — Norman, Oklahoma: e University of Oklahoma Press, 2012. — 550 p. — (Oklahoma Series in Classical Studies. Vol. 48).
  • Ramage N. H., Ramage A. Roman Art. 5th ed. — Upper Saddle River, NJ: Pearson Prentice Hall, 2009. — 384 p.
  • Robertson C. M. A History of Greek Art: in 2 vols. — Cambridge: Cambridge University Press, 1975. — 835 p.
  • Spivey N. Greek Sculpture. — Cambridge: Cambridge University Press, 2013. — 329 p.
  • Spivey N. Understanding Greek Sculpture: Ancient Meanings, Modern Readings. — London: Thames and Hudson, 1996. — 240 p.
  • Stewart A. F. Art, Desire, and the Body in Ancient Greece. — Cambridge: Cambridge University Press, 1997. — 272 p.
  • Stewart A. F. Notes on the Reception of the Polykleitan Style: Diomedes to Alexander // Polykleitos, the Doryphoros, and Tradition / W. G. Moon (ed.). — Madison, Wis.: The University of Wisconsin Press, 1995. — P. 246–261.
  • Tennant P. Reading between the Loins: A Curious Anomaly in the Portrayal of the Male Physique in Greek Sculpture // Akroterion. — 2008. — Vol. 53. — P. 31–41.