Для цитирования данной статьи, пожалуйста, используйте эту ссылку: http://dx.doi.org/10.18688/aa166-1-8
Заголовок Заимствование позднеримских архитектурных приемов, выражающих политические концепции, в раннехристианской архитектуре.
Автор email dmitry.a.karelin@gmail.com
Сведения об авторе Карелин Дмитрий Алексеевич — кандидат искусствоведения, доцент. Московский архитектурный институт (Государственная академия) (МАРХИ), ул. Рождественка, д. 11/4, корп. 1, стр. 4, Москва, Российская Федерация, 107031.
В рубрике Искусство Древнего мира DOI10.18688/aa166-1-8
Год 2016 Номер сборника 6 Страницы 8497
Тип статьи Научная статья Индекс УДК 72.032 Индекс ББК 85.11
Аннотация

В статье рассматривается ряд архитектурных приемов, принципов и типов сооружений, характерных для римского зодчества периода домината, которые могли выражать определенные политические концепции своего времени, и их влияние на раннехристианскую архитектуру. Известно, что многие мотивы позднеримского искусства, берущие начало в культуре Древнего Востока, оказали значительное влияние на раннехристианскую иконографию. однако в истории архитектуры до сих пор очень сильно представление, что раннее христианство мало что почерпнуло из позднеантичного языческого зодчества. однако подобные связи, несомненно, существовали и в архитектуре. Автор останавливается на трех основных аспектах. Во-первых, это использование зала с апсидальным завершением, характерное как для языческой и христианской религиозной архитектуры III–IV вв., так и для роскошных домов римских аристократов этого же времени. Во-вторых, рассмотрен такой архитектурный элемент, как тетрастиль (четыре триумфальные колонны на пересечении улиц города или крепости), получивший наибольшее распространение в период первой тетрархии и, вероятно, связанный с темой concordia — гармонии между четырьмя соправителями. В-третьих, прослеживается происхождение архитектурной формы балдахина (кивория), который попал в римскую культуру, вероятно, из зодчества Древнего Египта и Ближнего Востока. Рассмотрение вышеупомянутых архитектурных мотивов, повлиявших на становление определенных принципов раннехристианской архитектуры, вместе с политическими и религиозными концепциями, которые они выражали, пред- ставляется актуальным и плодотворным.

Ключевые слова
Библиографическая ссылка Карелин Д. А. Заимствование позднеримских архитектурных приемов, выражающих политические концепции, в раннехристианской архитектуре. // Актуальные проблемы теории и истории искусства: сб. науч. статей. Вып. 6. / Под ред. А.В. Захаровой, С.В. Мальцевой, Е.Ю. Станюкович-Денисовой. – СПб.: НП-Принт, 2016. С. 84–97. ISSN 2312-2129. http://dx.doi.org/10.18688/aa166-1-8
Publication Язык статьи русский
Список цитируемой литературы
  • Грабар А. Н. Император в византийском искусстве / Пер. с фр. Ю. Л. Грейдинга. — М.: Ладомир, 2000. — 328 с.
  • Карелин Д. А. Храм культа римского императора и покровителя крепости в Луксоре и некоторые черты раннехристианской архитектуры // Наука, образование и экспериментальное проектирование: материалы международной научно-практической конференции, 9–13 апреля 2012 г. / Московский архитектурный институт (Государственная академия). — М.: МАРХИ, 2012. — С. 24–29.
  • Карелин Д. А. Визуализация позднеримской крепости — 2: компьютерная реконструкция храма культа римского императора в позднеримской крепости в Луксоре (Египет) // Architecture and Modern Information technologies. — 2014. — No. 4 (26). URL: http://www.marhi.ru/ AMIT/2014/1kvart14/karelin/karelin.pdf (дата обращения: 13.01.2016).
  • Карелин Д. А. Эволюция развития архитектурного элемента балдахина (кивория) // Декоративное искусство и предметно-пространственная среда: вестник Московской государственной художественно-промышленной академии. — 2015. — No 2. — С. 368–378.
  • Карелин Д. А. Трехмерная компьютерная реконструкция храма культа римского императора в позднеримской крепости в Луксоре // Современный архитектор и классическая традиция: материалы круглого стола, прошедшего 8 апреля 2015 года в рамках международной конференции «Наука, образование и экспериментальное проектирование» (6–10 апреля 2015 года) в Московском архитектурном институте / Московский архитектурный институт (Государственная академия); под ред. Д. О. Швидковского, Ю. Е. Ревзиной, Д. А. Карелина. — М.: МАРХИ, 2016. (в печати).
  • Лазарев В. Н. История византийской живописи. — М.: Искусство, 1986. — 329 с.
  • Лашкарев П. А. Киворий как отличительная архитектурная принадлежность алтаря в древних церквах // Зодчий. — 1893. — Вып. 8. — С. 61–62; Вып. 9. — С. 67–68; Вып. 10. — С. 75–76; Вып. 11.— С. 83–84.
  • Шедевры античного искусства из собрания ГМИИ им. А. С. Пушкина / отв. ред. Л. И. Акимова, О. В. Тугушева. — М.: [б. и.], 2011. — 475 с.
  • Alföldi A. Insignien und Tracht der römischen Kaiser // Mitteilungen des Deutschen Archaologischen Instituts (Rom). — 1935. — Bd. 50. — S. 3–158.
  • Arnold D. Baldachin // Lexikon der Ägyptologie / W. Helck und E. Otto (Hrsg). — Wiesbaden: Otto Harrassowitz, 1975. — Bd. 1. — Kol. 607–608.
  • Bailey D. M. Classical Architecture in Roman Egypt // Architecture and Architectural Sculpture in the Roman Empire / M. Henig (ed.) — Oxford: University of Oxford; Committee for Archaeology, 1990. —P. 127–137.
  • Bailey D. M. Hermopolis Magna: Buildings of the Roman Period. — London: British Museum Press,1991. — 82 p.
  • Bailey D. M. Honori c Columns, Cranes and the Tuna Epitaph // Archaeological Research in Roman Egypt: The Proceedings of the Seventeenth Classical Colloquium of the Department of Greek and Roman Antiquities, British Museum, held on 1–4 December, 1993 / D. M. Bailey (ed.). — Ann Arbor; MI: Journal of Roman Archaeology. — 1996. — P. 155–168. — (Journal of Roman Archaeology. Supplementary series; no 19).
  • Bell L. Luxor Temple and the Cult of the Royal Ka // Journal of Near Eastern Studies. — 1985. — Vol. 44. — No 4. — P. 251–294.
  • Brenk B. The Apse, the Image and the Icon: A Historical Perspective of the Apse as a Space for Images. — Wiesbaden: Reichert, 2010. — 131 S.
  • Bogdanović J. Canopies: The Framing of Sacred Space in the Byzantine Ecclesiastical Tradition (Ph. D. dissertation). — Princeton: Princeton University, 2008. — 1062 p.
  • Butler H. C. The Tychaion at es-Sanamen and the Plan of the Early Christian Churches in Syria // Revue Archéologique. — 1906. — Vol. 8. — P. 413–423.
  • Coarelli F. L’edilizia pubblica a Roma in età tetrarchica // The Transformations of VRBS ROMA in Late Antiquity / W. V. Harris (ed.). — Portsmouth; Rhode Island: Journal of Roman Archaeology, 1999. — P. 23–33. — (Journal of Roman Archaeology. Supplementary series; no 33).
  • Cummings L. C. The Tychaion at Iṡ-Ṡanamên // American Journal of Archaeology. — 1909. — Vol. 13. — No. 4. — P. 417–428.
  • Deckers J. D. Die Wandmalerei des tetrarchischen Lagerheiligtums im Ammon-Tempel von Luxor // Römische Quartalschri für christliche Altertumskunde und Kirchengeschichte. — 1973. — No. 68. — S. 1–34.
  • Deckers J. D. Die Wandmalerei im Kaiserkultraum von Luxor // Jahrbuch des Deutschen Archäologischen Instituts. — 1979. — Bd. 94. — S. 600–652.
  • Elsner J. Imperial Rome and Christian Triumph: The Art of the Roman Empire, AD 100–450. — Oxford — New York: Oxford university press, 1998. — XVI, 297 p.
  • Fragaki H. Images antiques d’Alexandrie. Ier siècle av. J. C. — VIIIe siècle apr. J. C. — Le Caire: Institut francais d’archeologie orientale, 2011. — VIII, 157 p.
  • Gawlikowski M. Palmyre VIII. Les principia de Dioclétien: “Temple des Enseignes”. — Warszawa: Państwowe wydawnictwo naukowe, 1984. — 135 p.
  • Gregory S. Roman Military Architecture on the Eastern Frontier. — Amsterdam: A. M. Hakkert. — Vol. 1. — 1995. — XXVII, 302 p.; Vol. 2. — 1996. — 457 p.; Vol. 3. — 1997. — Ill.
  • Grossmann P. Christliche Architektur in Ägypten. — Leiden; Boston; Köln: Brill, 2002. — XXX, 605 S.
  • Grossmann P. Early Christian Architecture in Egypt and its Relationship to the Architecture of the Byzantine World // Egypt in the Byzantine world, 300–700 / R. S. Bagnall (ed.). — New York: Cambridge University Press, 2007. — P. 103–136.
  • Gschwantler K., Bernard-Walcher A., Laubenberger M., Plattner G., Zhuber-Okrog K. Masterpieces in the Collection of Greek and Roman Antiquities: A Brief Guide to the Kunsthistorisches Museum. — Vienna: Kunsthistorisches Museum, 2012. — 271 p.
  • Hill S. The Praetorium at Musmiye // Dumbarton Oaks Papers. — 1975. — Vol. 29. — P. 347–349.
  • Johnson A. Roman Forts of the 1st and 2nd Centuries A.D. in Britain and the German Provinces. — London: Adam & Charles Black, 1983. — XIV, 368 p.
  • Kalas G. The Restoration of the Roman Forum in Late Antiquity: Transforming Public Space. — Austin: University of Texas Press, 2015. — XVIII, 228 p.
  • Kalavrezou-Maxeiner I. The Imperial Chamber at Luxor // Dumbarton Oaks Papers. — 1975. — Vol. 29.— P. 225–251.
  • Karelin D. A. Reflection on Some Architectural Peculiarities of the Late Roman Principia in Egypt by the Example of Luxor // Limes XXII. Proceedings of the 22nd International Congress of Roman Frontier Studies, Ruse, Bulgaria / L. Vagalinski, N. Sharankov (eds.). — Sofia: National Archaeological Institute with Museum, 2015. — P. 359–368.
  • Klotz D. Caesar in the City of Amun: Egyptian Temple Construction and Theology in Roman Thebes. — Turnhout: Brepols, 2012. — XVIII, 476 p.
  • Krautheimer R. Early Christian and Byzantine Architecture. — 4th ed. / Revised by R. Krautheimer and S. Ćurčić. — New Haven, Conn. — London: Yale University Press, 1986. — 553 p.
  • Krücke A. Der Nimbus und verwandte Attribute in der frühchristlichen Kunst. — Strassburg: J. H. Ed. Heitz (Heitz & Mündel), 1905. — 145 S.
  • Kuhlmann K. P. Throne // UCLA Encyclopedia of Egyptology / Willeke Wendrich (editor-in-chief). — Los Angeles: University of California, 2011. URL: http://escholarship.org/uc/item/8xc7k559 (Accessed 13 January 2016).
  • Lacau P. Inscriptions latines du temple de Luxor // Annales du Service des Antiquités de l’Égypte. — 1934. — No. 34. — P. 17–46.
  • Lain A., Parker S. T. The Principia of el-Lejjūn (Area A) // The Roman Frontier in Central Jordan: Final Report on the Limes Arabicus Project 1980–1989 / S. T. Parker (ed.). — Washington: Dumbarton Oaks Research Library and Collection, 2006. — Vol. 1. — P. 123–159.
  • McKenzie J. The Architecture of Alexandria and Egypt, c. 300 B.C. to A.D. 700. — New Haven — London: Yale university press, 2007. — XX, 458 p.
  • Monneret de Villard U. The Temple of Imperial Cult at Luxor // Archaeologia. — 1953. — Vol. 95. — P. 85–105.
  • El-Saghir M., Golvin J-C., Reddé M., El-Sayed H., Wagner G. Le camp romain de Louqsor. — Le Caire: Institut français d’archéologie orientale, 1986. — XIII, 125 p.
  • Saradi H. The Byzantine City in the Sixth Century: Literary Images and Historical Reality. — Athens: Society of Messenian archaeological studies, 2006. — 542 p.
  • Schmidt E. F. The Treasury of Persepolis and Other Discoveries in the Homeland of the Achaemenians. — Chicago: e University of Chicago, 1939. — 139 p.
  • Segal A. The Temple at Musmiyeh in Relation to the Religious Architecture in Roman Palestine // Assaph-Studies in Art History. — 1998. — Vol. 4. — P. 109–130.
  • Segal A. The Kalybe Structures: Temples for the Imperial Cult in Hauran and Trachon — An Historical- Architectural Analysis // Assaph-Studies in Art History. — 2001. — Vol. 6. — P. 91–118.
  • Sheehan P. The Roman Fortress of Babylon in Old Cairo // Archaeological Research in Roman Egypt: The Proceedings of the Seventeenth Classical Colloquium of the Department of Greek and Roman Antiquities, British Museum, Held on 1–4 December, 1993 / D. M. Bailey (ed.). — Ann Arbor, MI: Journal of Roman Archaeology, 1996. — P. 95–97. — (Journal of Roman Archaeology. Supplementary series; no. 19).
  • Sheehan P. Babylon of Egypt: The Archaeology of Old Cairo and the Origins of the City. — Cairo: The American University in Cairo Press, 2010. — XXIV, 179 p.
  • Sidebotham S., Riley J., Hamroush H., Barakat A. Fieldwork on the Red Sea Coast: The 1987 Season // Journal of American Research Center in Egypt. — 1989. — Vol. 26. — P. 127–166.
  • Sidebotham S. Preliminary Report on the 1990–1991 Seasons of Fieldwork at ‘Abu Sha’ar (Red Sea Coast) // Journal of American Research Center in Egypt. — 1994. — Vol. 31. — P. 133–158.
  • Smith E. B. Egyptian Architecture as Cultural Expression. — New York — London: D. Appleton-Century Company incorporated, 1938. — XVIII, 264 p.
  • Smith E. B. Architectural Symbolism of Imperial Rome and the Middle Ages. — Princeton, New Jersey: Princeton university press, 1956. — IX, 219 p.
  • Suzawa Y. The Genesis of Early Christian Art: Syncretic Juxtaposition in the Roman World. — Oxford: Archaeopress, 2008. — XI, 163 p.
  • Thiel W. Die ‘Pompeius-Säule’ in Alexandria und die Vier-Säule-Monumente Ägyptens. Überlegungen zur tetrarchischen Repräsentationskultur in Nordafrika // Die Tetrarchie als Botscha der Bildmedien: zur Visualisierung eines Herrschaftssystems. — Wiesbaden: Reichert, 2006. — S. 249–322.
  • Ward-Perkins J. B. Constantine and the Origins of the Christian Basilica // Papers of the British School at Rome. — 1954. — No. 22. — P. 69–90.
  • Wareth U., Zignani P. Nag al-Hagar. A Fortress with a Palace of the Late Roman Empire // Bulletin de l’Institut français d’archéologie orientale. — 1992. — Vol. 92. — P. 185–210.
  • Wreszinski W. Atlas zur altaegyptischen Kulturgeschichte. — Leipzig: J. C. Hinrichs, 1923. — 11 S., 170 Bl.
  • Yegül F. K. A Study in Architectural Iconography: Kaisersaal and the Imperial Cult // The Art Bulletin. — 1982. — No. 64 (1). — P. 7–31.